Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Д обр о и зло — два полюса русской школы Вертикаль государства, власти Горизонталь общества, людей Горизонталь и вертикаль современной карьерно-ориен­ тированной российской школы. На протяжении последних 80 лет (с 30-х годов прошлого века) рус­ ская (русскоязычная) школа была и пока остается оплотом государ­ ственной, т. е. вертикальной шкалы ценностей. С порога школы ребе­ нок оказывается в условиях казенного дома, полного инструкций, в большей степени запретов. НЕЛЬЗЯ - одно из ключевых слов автори­ тарного воспитания гражданина. Пока была сильна идеологическая со­ ставляющая вертикали, можно было строить перспективу развития - ВКОСМОС! В ПАРТИЮ! К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ! И в этой вер­ тикали формировались общественные польза и вред и личные каче­ ства, основанные на понимании добра и зла. Павлик Морозов посту­ пил плохо или хорошо? А Кнопка из фильма Ролана Быкова «Чучело» была хорошей или все-таки плохой девочкой? Ради какой справедли­ вости она сожгла на костре... чучело? И т.д. и т.п. Но оказалось, что с потерей идеологической (т. е. моральной уста­ новки) школа больше не способна решать даже государственные зада­ чи. Т.к. в школе работают и учатся люди, имеющие свои собственные, не зависящие от воли вертикальной власти представления о добре и зле. Плохо ли поступает учитель, подсказывающий слабому ученику верное решение на контрольной или во время ЕГЭ? И в чем состоит правда девочки, восставшей против своего класса в нашумевшем се­ риале Валерии Гай-Германики «Школа»? Почему школьные террори­ сты срывают занятия? С чем они не согласны? Почему столько детских самоубийств? 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz