Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

койках - «походных кроватях с волосяными матрасами, под голову клалась тощая подушка. На полу - скромный ковер. Ни кресел, ни диванов. Венские стулья с прямыми спинками и плетеными сидениями, самые обыкновенные столы и этажерки для книг и игрушек - вот и вся обстановка. Единственное, что являлось исключением иукра­ шало “детские” - это “красный угол”, там, где икона Божией Матери была усыпана жемчугом и чудными драгоценными камнями».9 Утром обязательная ванна, на завтрак овсяная каша и частое чувство голода. «И лишь достигшим определенного возраста за праздничным обедом разрешалось есть дополнительные блюда (например, пирожки и огурцы), что, конечно же, вызы­ вало зависть младших»}0 Эта сознательная сдержанность и строгость обстановки щедро компенсирова­ лась любовью родителей, их заботой и внимательностью к детям. Надо признать, что младшим детям, Михаилу и Ольге, внимания выпадало больше, и им частенько доводилось хаживать с отцом на долгие прогулки в дикий лес. Государь «учил их лес­ ным приметам или же тому, как распознавать зверя по следам, какумело развести костер, у которого они долго потом сидели, выпекая в огне взятые с собой яблоки. Возвращались домой уже затемно...»11 Больше всего на свете дети ждали своих дней рождения. Вообще-то до револю­ ции на Руси отмечали лишь именины, а о дне своего рождения никто и не вспоми­ нал - тем более что практически всегда эти дни совпадали. Простой народ за именем для новорожденного приходил к батюшке, который открывал месяцеслов на дате рождения и, найдя «святого дня», нарекал имя, читая соответствующую молитву.12 Потому и имена на Руси были богатые, звучные и удивительно разнообразные, не в пример нынешней практике.13 По-другому обстояло дело с днями рождений августейших особ. Имена выби­ рались из разряда «царственных» и не привязывались к месяцеслову. Дни рождения полагалось праздновать на государственном уровне, и часто это сопровождалось официальными торжествами. Наследником-цесаревичем в то время был старший из братьев - Николай, и ему полагались особые церемонии и поздравления. Остальным же «августейшим величествам» в этот день полагалось присутствовать на особо тор­ жественной Литургии, после которой в Арсенальном зале Гатчинского дворца давал­ ся завтрак для приглашенных с детьми. Но совсем не это было главное. Дети, затаив дыхание, ждали своих Дней рождения, потому что в этот день не­ пременно исполнялись их мечты и открывались долгожданные подарки. Подарки эти дарились в домашней семейной обстановке, накануне, за вечерним чаем. Итут уж ро- 9 Воррес Йен. Последняя Великая Княгиня. 10 См.: РыженкоИ. Светская жизнь / / «Гатчина сквозь столетия»: Исторический журнал. (http://history-gatchina.ra/) . 11 Об этом см.: Чавчавадзе Д. Великие князья. Нью-Йорк, 1990. 12 Моя бабушка по отцу, Клавдия Васильевна, вспоминала (у нее было двенадцать человек детей), что «батюшке каждый раз гостинец надо было нести добрый, а то такое имечко даст, что и не выгово­ ришь». 13 Автор, служа ныне в старинном поморском селе Варзуга, что на Коль­ ском полуострове, имеет благодатную возможность еще застать отголоски тех редких полнозвучных имен среди стариков, еще живу­ щих в селе, или в отчествах их потомков: это имена Исихий, Философ, Фантин, Фалалей, Фортунат, Рим, Калисфения, Еликонида, Евстолия, Евфалия, Домна, Феона и др. 14 Воррес Йен. Последняя Великая Княгиня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz