Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

МЛАДШИЙ СЫН МИХАИЛ Великий Князь Михаил Александрович и Великая Княжна Ольга Александровна на палубе корабля в море. 1887 год 8 Воррес Йен. Последняя Великая Княгиня: Историческая проза или олитературенные мемуары / Пер. с англ. В. В. Кузнецова. См.: http://xxl3.ru/belie/ knyaginya.htm (в дальнейшем: Воррес Йен. Последняя Великая Княгиня) ак это часто бывает с младшими детьми, так и в императорской семье Михаил Романов пользовался всеобщей любовью и симпатией. Но это вовсе не подразумевало каких-либо поблажек и избалованности.7 С одной стороны были девятьсот великолепно обставленных комнат Гатчинского дворца, роскошь и богатство, от рождения окружавшие молодых цеса­ ревичей, изобилие удивительных творений человеческого гения, воплотившихся в лучших произведениях выдающихся мастеров, а с другой - практически спартанская обстановка и предельная скромность в запросах. Многочисленные дворецкие и предупредительная прислуга умело сочетались с жестким распорядком дня, умением во всем обходиться малым, и с непременным физическим трудом. Столь же неукоснительным был и труд духовный, как в домаш­ них молитвах, так и на обязательных церковных богослужениях. После летнего от­ дыха в сентябре детей привозили в Гатчину, где их уже ждали лучшие педагоги Рос­ сии, дабы продолжить обучение «Их императорских Величеств и Высочеств». Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение три­ надцати лет. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, только классические языки были заменены элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков. Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук в необходимом для государственного деятеля объеме. Кроме того, если взрослые могли продолжить свои осенние представительские поездки и путешествия, то дети с сентября в полной мере задействовались в много­ численных церковных и государственных праздниках, непременно участвуя в тор­ жественных мероприятиях и богослужениях. «Все мы были воспитаны в строгом послушании канонам религии. Каждую неделю служили литургии, а многочисленные посты и каждое событие общенацио­ нального значения отмечалось торжественным молебном, все это было так же ес­ тественно для нас, как воздух, которым мы дышали».8 Регулярные визиты к многочисленным родственникам и непременное участие во многих, достаточно утомительных официальных церемониях выполнялись не­ укоснительно. При этом ночной отдых мальчиков проходил на простых солдатских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz