Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

124 Из донесения немецкого дипломата в Берлин от 15.06.1918 года. Государственный архив, Лондон. PRO/GFM 6 /139 А29471. хальную вечерню. Служба эта была завершена проповедью, которая явилась при­ мером бесстрашия и твердости духа. В этих словах звучит исповедание веры и го­ товность следовать за Христом вплоть до венца священномученика: «Враги Церкви посягают на церковное имущество, собранное в течение веков верующим народом, и потому я, преемственно получивший власть, данную Христом апостолам “вязать и решать грехи людские”, отлучаю от Церкви посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся». Далее Владыка бесстрашно сказал, что если ему и смерть при­ дется принять, то он готов умереть. Эта проповедь явилась ответом архиерея на так называемый декрет о национализации церковного имущества, осуществление кото­ рого вылилось в грабежи церквей. Великий Князь упоминает эту службу в своем дневнике: «В 5.30 Наташа, Джонсон и я отправились в Петропавловский собор, где служил пасхальную вечерню архиепископ Андроник». Далее, не имея возможности выразить в строках дневника свою искреннюю поддержку мужественному архипастырю, Михаил Александрович, тем не менее, замечает: «Служит он очень хорошо». Безусловно, Михаил Алексан­ дрович общался с Владыкой, пребывая с ним в полном единомыслии и любви, но все это остается за скупыми строками дневника. Михаил Александрович в Перми встречается с особо доверенными людьми Владыки: «11 мая. Днем Наташа, Джонсон и я пешком пошли к архимандриту Мат­ вею (ректору Семинарии)». Архимандрит Матфей - близкий друг и единомышлен­ ник владыки Андроника. Он будет расстрелян вскоре после мученической кончины своего архипастыря. Понимая, что эта запись в дневнике - компромат, Михаил Александрович пояс­ няет: «Мы смотрели его квартиру, так как все ищем, куда бы можно было переехать. Нас угостили кофе и пасхой - он, бедный, будучи нездоров, лежал в постели. Оттуда с Монастырской мы возвратились пешком домой». Эти хождения пешком неизменно выявляли необычайную «популярность Михаила» в народе и породили многочислен­ ные «истории о том, какжители Перми выражали ему любовь и сочувствие ».124 Вечером 24 мая архиепископ Андроник напишет Патриарху Тихону: «Что-то ужасное назревает всюду иу нас. Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду аресто­ ван. Признаки полной анархии. На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо-Пермских церквей. Пусть считаются с самим народом». И далее Влады­ ка информирует Святейшего: «Я. А. Р. [Николай Александрович Романов. - И. М.] в Екатеринбурге. М. А. Р. [Михаил Александрович Романов. - И. М.] здесь на свободе. Да хранит Вас Бог».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz