Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Илии по искоренению рецидивов язычества на Севере России среди ранее крещеных народов. И, более того, вполне вероятно, что эта проблема противостояния «пре­ лести кумирской» нарождающемуся северному христиан­ ству изначально была поднята перед владыкой Макари­ ем именно Феодоритом при его первом хождении из се­ верных пустынь в Новгород в 1530 году. Священнику домовой (крестовой) церкви архиепис­ копа Макария иеромонаху Илие были даны жесткие ин­ струкции по уничтожению капищ, мольбищ, священных рощ и прочих предметов языческого поклонения. А так­ же по индивидуальной работе с шаманами (арбуями) и поголовном окроплении всех жителей святой водой, лич­ но приготовленной Святителем в храме Святой Софии «с животворящих крестов, с чудотворных икон и со свя­ тых мощей». Судя по всему, иеромонах Илия был пасты­ рем высокой духовности: «Летопись отмечает, что при­ ход священника Илии предчувствовали дети» К Такие миссионерские походы иеромонах Илия совер­ шил дважды: в 1534 и 1535 году. Интересно, что в этих пу­ тешествиях на Север, в том числе «до лопи до дикие», Илию сопровождали двое так называемых «боярских детей»2. 1Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московс­ кий и всея Руси. М., 1996. С. 8. 2 «Боярские дети Васюк Палицин и Ивашка Ошманаев сопровожда­ ли иеромонаха Илию в миссионерское путешествие по северным пределам епархии» (Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 16). «Дети боярс­ кие - в Московском государстве XVI-XV1I вв. особая сословная про­ слойка царских служилых людей. Высшие церковные иерархи име­ ли своих собственных детей боярских» (Князев Е. А. Родная стари­ на. М., 1996. С. 92). 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz