Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Илию и, взяв с собою паки прииде на реку Печенгу, иде- же во имя Живоначальныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятил» \ ИЕРОМОНАХ ИЛИЯ Крестивший лопарей, освятивший первые церкви на Кольском Севере и постригший в 1533 году в монахи са­ мого Трифона Печенгского2иеромонах Илия - личность весьма заметная в истории церкви XVI века. «Священник с сеней от Рождества Христова инок Илия»3 хорошо из­ вестен как миссионер, книжник и доверенное лицо свя­ тителя Макария. Именно в житии Трифона мы находим самое раннее (1532 г.) упоминание его имени. И можно предположить, что это путешествие его на Север «до лопи до дикие» и дальнейшее тесное общение с Феодоритом как раз и дало Илие информацию о положении дел в инородческих се­ верных областях Новгородской епархии (Чудской, Ижор- ской, Карельской), которую он доложил архиепископу Новгородскому Макарию. Именно после этого появилась написанная Макарием с соизволения государя окружная грамота (25 марта 1534 г.) и была предпринята весьма известная в истории Русской Церкви миссия иеромонаха 1Житие прп. Трифона. С. 102. 2 «По преданию (см. № 11 архива Печенгского монастыря, л. 53), те­ зоименитство преподобного Трифона - 1 февраля. Следовательно, после 24 декабря 1532 года (окончание Филиппова поста), 1 февра­ ля 1533 года (на день памяти мученика Трифона) и состоялся пост­ риг преподобного Трифона Печенгского» (Архим. Никодим. Архан­ гельский патерик. 1903. С. 224). 3А. Насонов. Псковские летописи. М.; JL, 1941. Вып. 1. С. 142. «Сени» - в Новгороде этим словом называли Архиерейский дом. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz