Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Можно было бы отнести упомянутое предание к одной из многих эт­ нографических легенд - такой же, как легенда о подслеповатых жителях пермских земель, наказанных таким образом за противление преподоб­ ному Стефану Пермскому1. Но в этой связи интересно наблюдение ней­ трального очевидца - журналиста «Архангельских губернских ведомо­ стей» К. Соловьева, опубликованное в 1861 году в его заметке «О пе- ченгских лопарях»: «Другое обстоятельство, на которое нахожу нуж­ ным обратить внимание читателя, - это развитая здесь плешивость. Головы многих лопарей буквально голы, как ладонь. Явление это я встре­ чал, правда, и в других погостах, но гораздо реже, чем в Печенге»2. Преподобный неоднократно подвергался смертельной угрозе, «но Бог хранил его. Когда он приходил к ним [лопарям], они отводили его на ночлег к медвежьей берлоге, подмешивали сору и всякого зелья в еду и питье, которое он употреблял, и всячески мучили его»3. И, конечно же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - всяческие устрашения: «Яко львы, на благовестника Христоварыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще». С этим лопарским искусством «страша­ щих видений» впервые столкнулся еще в 1352 году на берегах Онежско­ го озера и самый первый просветитель лопарского племени преподоб­ ный Лазарь Мурманский4. Как и Лазарь, преподобный Трифон, вдохновенно и смело возвещав­ ший весть о спасении на берегах Студеного моря, не был оставлен Боже­ ственным попечением и сподобился многих чудесных дарований. «Гос­ подь Бог многократно от рук желающих крови и смерти Преподобного чу­ десным образом спасал своим Божиим мановением, наставляя сокрыватися в горах и в расселинах каменных... Иногда Святой проходил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им 6bu» s. Когда же проповедовал «о дья­ вольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем», то многие из народа «из уст его яко светлость огня видевшие исходящую, дивилися и на лицо его свя- 1 Об этом см.: Прохоров ГМ. Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. 2 Соловьев К. Очерки Архангельской губернии / / Архангельские губернские ведомости. 1851. №3. 3 Филиппов А.М. Русские вЛапландии. С. 263. 4 Здесь «около Онеги жили Лопь и Чудь, страшные сыроядцы. Много скорбей, биений, ран и досад претерпел Лазарь от этих звероподобных людей». Филарет (Гумилевский). Русские святые. Чернигов, 1864. С. 60. 5 Житие преподобного Трифона. С. 100. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz