Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский § 6. Митрофан - просветитель лопарей С 1524 года Митрофан приступил к лопарям Печенгского погоста с проповедью Слова Божьего: «Начал любезно сказывать о слепоте их и о диавольском омрачении». Вот тут-то он в полной мере и уяснил суть апостольского предупреждения о необходимости пребывать «во вся ору­ жия Божия, дабы вымогли противостать в день злый и, все преодолев, усто­ ять» (Еф. 6, 13), ибо «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, про­ тив духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). А также с благодарностью вспомнил науку умного молитвенного делания, что преподал ему Феодо­ рит, науку «храбрых воинов Христовых, яже воюют против начал вла­ стей темных, миродержцев века сего»1. Лопари, испокон века жившие в постоянном, будничном общении с нечистыми духами, прибегая к их помощи во всех житейских бедах и нуждах, надо понимать, находились в полной их власти и с неизменной готовностью творили волю бесовскую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесных». Житие хорошо передает, что началось с лопарями, как только в этих мрачных, колдовских местах раздалось евангельское Благовестие: «Разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и саму смерть примет»2. Об этом периоде проповеди Трифона сами лопари еще в начале XX века вспоминали: «Народ лопарский не хотел принимать святое кре­ щение и делал разные неприятности св. Трифону. Раз собрались большой толпой к нему, и когда преподобный Трифон вышел, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы)»3. 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 325. 2 Житие преподобного Трифона. С. 99-100. 3 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 210. Неизвестно, в какой мере упомянутое предание отра­ жает реальные события, сопровождавшие евангельскую проповедь Трифона. Что касается плешиво­ сти, то Господь отметил ею северных аборигенов много раньше, поскольку еще историк древности Геродот писал о них: «Народ же оной есть плешивы родятся, и называют их аргинеи. И тако далеко мир и земля известны» (Цит. по: Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. М , 1950. С. 44).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz