Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии Церковь на Печенге построили первой, и «по воздвижении же та свя­ тая церковь пребывала три лета» неосвященной: шло строительство церквей на Коле. В 1531 году Феодорит со своими «лоплянами с Колы- реки и с Тутоломы» выехал «бить челом» к «преосвященному Мака­ рию и просить антиминсов и священников церкви Божии свящати». По этой челобитной «боголюбивый архиепископ Макарий» с иеродьяко­ ном Феодоритом направил к «Мурманскому морю» священника «от со- борныя церкви Святой Софии» - «иероинока Илию». Это путешествие на Север - широко известная северная миссия ие­ ромонаха Илии и иеродьякона Феодорита. Для подвижников этот путь стал не просто преодолением расстояния, а непрестанным миссионер­ ским трудом, равноапостольным подвижничеством среди языческих на­ родов по «искоренению прелести кумирской и просвещению их Боже­ ственным учением»1. По его итогам в 1534 году владыке Макарию была представлена информация, которая, в свою очередь, легла в основу до­ клада царю Иоанну Васильевичу «о прелести кумирской». Первой церковью, построенной Феодоритом на берегах Колы, была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Феодорит по-прежнему выверяет свою деятельность по житию святителя Стефана Пермского: «Когда число веровавших возросло значительно, святой Стефан постро­ ил для них первую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богороди­ цы, имея в виду ту мысль, что как Благовещение было началом спасения для всего мира, так и церковь эта послужила начатком спасения земли Пермской»2. По весне в Колу приходили так называемые «мурманщики» - рыбаки с Белого моря и Онеги. Они появлялись именно к престольному празднику кольской церкви и, отпраздновав здесь Благовещение (25 марта / 7 апре­ ля), уходили на лов рыбы до «Петрова дня» (29 июня / 12 июля). Так же и для лопарей день Благовещения имел особое значение: к этому времени они полностью рассчитывались с царскими данщиками, после чего гото­ вились вслед за оленьими стадами кочевать на морские побережья. а поперек три трехаршинных саженей [шесть с половиной метров. - Е .М .]» (ГАМО. Опись 1802 года. Ф. 8-и, on. 1, д. 20, л. 13 об.). 1 Насонов А. Летописный отрывок: «В лето 7042-го . . . » 11 Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 141. (Далее: Насонов А. Летописный отрывок: «В лето 7042-го... »). 2 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. СПб., 1866. Кн. 3. С. 90. (Далее: Макарий (Булгаков). История Русской Церкви). 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz