Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Изображение Кольского острога на гравюре из книги Геррита де Веера «Правдивое описание трех морских путешествий» 1598 года нии названия Кола будет легко разрешен, поскольку на старославянском слово «коула» означает крепость, башня, замок1. Все свои действия в Лапландии Феодорит, конечно же, согласовывает с новгородским святителем Макарием, регулярно информируя его о си­ туации в этом стратегически важном для России крае. Очередное возвра­ щение в Новгород в 1529 году он предпринял вместе с Трифоном (тогда еще Митрофаном). Л.М. Курбский пишет: «оба возвращаются во вселен­ ную и приходят до великого места Новаграда». Это принципиальный мо­ мент в истории просвещения края: бывший атаман разбойников Митро­ фан впервые с момента своего покаянного ухода на Север из районов Норботнии в 1513 году решается выйти в мир, «во вселенную». После встречи с новгородским архиепископом та епитимия, которой Трифон, по Промыслу Божьему, за грехи разбойной юности доброволь­ но подверг себя, уйдя на покаяние в лопарские пустыни, будучи под­ твержденной владыкой Макарием, получила законное основание. До ее двадцатилетнего исполнения теперь оставалось три года. Кроме того, обоим подвижникам Владыка выдал «благословленные грамоты» [письменное дозволение от архиерея на построение или на освя­ щение храма. - Е. М.]. Так что возвращались они уже со строителями - рубщиками церквей. Трифон приступил к возведению церкви на Печен- ге (у реки Маны) - Свято-Троицкой, Феодорит - на реке Коле - Благо­ вещенской (летней) и Никольской (зимней). Теплая Никольская церковь была перестроена из той самой, древней Никольской часовни, что было не сложно: часовни на Кольском Поморье традиционно строили вмести­ тельными, рассчитанными на большое количество молящихся добытчи­ ков, приходящих сюда на сезон.2 1 Дьяченко. Словарь. С. 275. 2 Так, часовня « весновальщиков » на Кашкаранском наволоке имела « высотой четыре сажени [восемь с половиной (!) метров. - Е. М.], а длина с притвором пять саженей [десять с половиной метров], 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz