Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII § 4. Феодорит - основатель кандалакшской церкви для «поморцев и лоплян» Отшельнику Феодориту, жившему в пустыне с 1518 года, даже при наличии такой хорошей языковой базы, для проповеди Евангелия пона­ добилось целых семь лет, прежде чем он добился первых реальных успе­ хов среди лопарей. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок «лешей лопи», на месте нынешнего города Кан­ далакши, в 1526 году отмечены первые плоды просветительских трудов Феодорита, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса [плат со вшитой в него частицей мощей мученика. - Е. М .] и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением, и Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от соборныя церкви священника и диакона. И они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крести- ша во имя Отца и Сына, и Святого Духа, в нашу Православную веру христианскую » 1. Феодорит хорошо понимал, что челобитчиков-лопарей с берегов Ни­ вы-реки надо направлять прямо в столицу, поскольку испрашивалось бла­ гословение на строительство русской православной церкви на земле Лапландской, в месте, державе Московской доселе вовсе не принадлежа­ щем. Потому и шли «лопляне с моря Окияна» именно к царю Москов­ скому, ибо дело это было чрезвычайной государственной важности и, как показала история, далеко небезопасное. Для практического воплощения задуманного великий князь перенаправил «поморцев и лоплян» в Нов­ город, к только что назначенному на новгородскую кафедру архиеписко­ пу Макарию. В то же время, к своему архиерею за благословенной грамотой при­ шел и Феодорит, после чего уже со священником Илией вновь убыл в «Кандолакжскою губу, на усть Нивы-реки». Здесь, на ее правом берегу, в устье, они освятили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, и «многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в нашу Православную веру христианскую».2 Церковь эта, изначально постро­ енная для крещения обитавших здесь лопарей, в дальнейшем служила приходской церковью «волости Кандолакши». К сожалению, она разде- 1 Софийская летопись / / ПСРЛ. Л.-М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2 Там же. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz