Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте Била и бильница. Журнал «Север», 1882 Кроме грамоты, обитель Трифона, по житию, была одарена «колоко­ лами и церковной утварью богато... И прииде Преподобный морем в оби­ тель свою»1. § 2. Колокола Крайнего Севера Эпизод царского дарения колоколов Печенгскому монастырю был не случаен. Общеизвестно, что цари московские имели любовь к колоколь­ ному звону и щедро жертвовали колокола обителям. История колокольной культуры на Русском Севере уходит корнями ко времени появления первых монастырей. В первые времена становле­ ния северных обителей в повседневной монашеской жизни использова­ лись деревянные, металлические и каменные била или так называемые клепала, а также маленькие колокольчики. В описании достопримечательностей Соловецкого монастыря мож­ но прочитать: «Небольшой зазвонный каменный колокол, сделанный при игумене Зосиме, чудотворце соловецком; клепало каменное, в кото­ рое ударяли к церковной службе во время игуменства преподобнаго Зосимы»2. В самой ранней Описи строений и имущества Соловецкого монастыря, датируемой 1514 годом, упоминаются «четыре колоколы больших. Да колокол часовой. Да часы. Да клепало железно. Да шестой колокол розен»3. С воцарением Ивана IV Грозного на севере страны по­ являются и большие колокола. Особое значение для развития колокольной культуры на Севере ока­ зала Реформация, когда в первой половине XVI века еретические учения 1 Житие преподобного Трифона. С. 106. 2 Сойкин П.П. Православные русские обители. Соловецкий монастырь. СПб., 1910. С. 15. 3 Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 260. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz