Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX у него мало или, как другие говорят и как я и сам заметил, вовсе нет »1. Та­ ким увидел православного «царя-батюшку» один из тех надменных польских панов, среди которых в это время жил князь Андрей Курбский и о которых отзывался не иначе как о «полуверных, лицемерных христиа­ нах, умягченных и раздроченныхразличными наслаждениями»2. Царская одежда эта была действительно переделана под священниче­ ское облачение. «Фелонь из синей шелковой материи на холщовой кра­ шеной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшен­ ным одноглавыми и двуглавыми орлами»3. Вместе со многими реликвия­ ми времен Трифона это облачение еще в 30-х годах XX века можно было увидеть в старинной церкви святых князей-страстотерпцев Бориса и Гле­ ба, что на реке Паз4. Очевидцы, посещавшие Пазрецкий лопарский по­ гост, писали: «Церковь заключена в новую деревянную обшивку, но вну­ тренность ее представляет драгоценный археологический музей древней церковной утвари и икон»5. «Старинный иконостас, деревянные подсвечники и в тесном алтаре кадило и облачение Трифона. Судя по поручам и облачению, Трифон был мужчина богатырского сложения»6. Нет сомнений в том, что Трифон был мужчиной богатырского телосложения. Однако священнические об­ лачения ему лично были без надобности. Скорее всего, в них служил «со- постник» Трифона - Иона Печенгский. Или же тот иерей Иларион, ко­ торый освятил церковь святых Бориса и Глеба в 1565 году и упомянут в надписи на «храмозданном» кресте7. Ныне многие из этих реликвий находятся в Финляндии, в Музее Православия в городе Куопио. 1 Из донесения польского посла Льва Сапеги в 1584 году. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1994. Кн. 4. Т. 7-8. С. 220. 2 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 343. ' Общее обозрение Кольского уезда / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 18. С. 221. 4 «Простой деревянный сруб длиною в три сажени, шириною в две и вышиною в одну са- жень«. О монастырях, существовавших на Севере России / / Архангельские губернские ведомости. 1872. №52. 5 Островский Д.Н. Путеводитель по Северу России. СПб., 1898. С. 112. (Далее: ОстровскийД.Н. Путеводитель). 6 Заметки о Мурманских поселениях. Из отчета Колл. Секрет. Островского в 1880 году / / Живая Арктика. Апатиты, 2002. С. 30. «Освящена, как свидетельствует о том надпись на кресте, 24 июня 1565 г. священником Ила- рионом» ( ФриссЯ.А. Печенгский монастырь. С. 266). «Крест сей сооружен в лето 7073 года месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Илларион при начальнике Трифоне». Ушаков И.Ф. Малые храмы на Кольской земле / / Наука и бизнес на Мурмане. 1999. № 3. С. 8. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz