Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX «И от Преподобного навыче искусного монаше­ ства» - так донесло нам житие путь духовно­ го восхождения бывшего белого попа Иоанна. «Искусное монашество» - это практика умной молитвы, унаследованная от афонских мона- хов-исихастов1, или «священнобезмолвствую- щих» (от др.-греч. f|cruj(ia - «спокойствие, ти­ шина, уединение»). О приверженности самого Трифона этой традиции и об исихастском укладе его духов­ ной жизни свидетельствует житие преподоб­ ного. Для приобщения к «священнобезмол- вию», для молитвенного богообщения в 1572 году Трифон построил в стороне от монастыря Успенскую пустынь. «У церкви Успения Пресвя- тыя Богородицы, в пустыни, куда часто отходил я на Богомыслие и молча­ ние [т. е. на исихию. - Е. М .]» . В тексте «Канона преподобному Трифону» мы также находим упо­ минания характерного признака «исихастского моления» подвижника - так называемой позы «оранты»: «Руце простертием чистых ти мо­ литв ... » . Упомянутое «простертие» рук, моление с воздетыми руками, хорошо известно по многочисленным раннехристианским памятникам. Однако «позднее обыкновение молиться с воздетыми руками было при­ знано недостаточно смиренным (подобные высказывания есть у Симео­ на Нового Богослова, XI в .)» 2. В современной молитвенной практике священнослужитель допускает такое «простертие» рук лишь в наибо­ лее возвышенные моменты церковной службы. Греческие монахи-исиха­ сты, а за ними и российское «заволжское старчество», возродили эту молитвенную позу «оранты». Первый Трифоновский лопарский монастырь просуществовал до 1549 года, до тех пор, пока ниже по течению реки Печенги, в ее устье, во­ преки воле Трифона был образован монастырь иного, нового уклада. Монастырь, основанный Трифоном у реки Маны (ныне Намайоки) в 1532 году, достаточно условно связан с монастырем, появившемся в устье Печенге 1550 году. Этот факт одновременного существования 1 Исихия - традиция особой духовной практики, составляющей основу православного аске­ тизма. 2 Аверинцев С. Многоценная жемчужина. Переводы / / Собрание сочинений. Киев, 2004. С. 332. Христианин в молитвенном обращении (Оранта). Саркофаг. Римская Империя. IV век 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz