Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) в тесном соработничестве с преподобным Трифоном, когда они «пребы­ вали вкупе». И потому абсолютно правдиво «писанное самовидцами» свидетельство о том, что « новопросвещенные народы лопарские от усердия своего от имений своих... земли, и озера, и реки, и морские угодия подавали и письменными заветами утверждали»1. Кто же, как не Феодорит, обучил диких лопарей составлять письменные договоры («писания»)? в начале 30-х годов XVI века места эти были еще весьма пустынны, Трифон же о себе свидетельствовал, что «невежда... и малокнижен есмь»2. § 4. Кольская обитель - детище преподобного Феодорита С самого начала своего служения на новгородской кафедре святитель Макарий проводил настойчивую работу по материальному и духовному возрождению монастырей Новгородской епархии. Так, например, Вла­ дыка обращается с посланием к великому князю, прося поддержки и при­ зывая «показать ревность о новгородских обителях»3. Сохранилась гра­ мота, данная Макарием Новгородскому Духовскому монастырю, в кото­ рой предписывается неукоснительное совершение богослужений, поми­ новение вкладчиков, обязательное наличие игумена и строгое послушание ему со стороны братии. Безусловно, «такие же грамоты посланы были и в другие монастыри»4. Подобные наставления получил и Феодорит, когда, покинув своих друзей-«заволжцев» и приняв «от богатых некоторых немало серебра в воздаяние Господу», уже не один, а «с некоторыми другими» он вновь отправился на Крайний Север в район Колы. И здесь, 1540 году, «на устье предреченной Колы реки созидает монастырь», ставит « церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав » 5. Устав этот, или «правило священное», с одной стороны, предусматривает прин­ ципы общежительного монастыря-киновии (от греч. коіѵод - общий, и (Зіо<; - жизнь), а с другой - полное «нестяжательное жительство» и добывание пищи только своими руками. Как учит апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3 ,10 ) и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34). 1 Житие преподобного Трифона. С. 102. 2 Там же. С. 97. ' Макарий, архимандрит. Макарий. С. 9. 4 Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1887. С. 44. 5 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 332. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz