Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX n n f i f i № W X V a t \ пн Знаки собственности лопарских родовых клейм - «тамги». Из книги: Duben Gustafvon. Lappland och Lapparne. Stockholm, 1873 Знак собственности на деревянном поплавке рыбацкой сети с оз. Энаре (Инари). Rabot, Charles. Explorations dans la LaponieRusse. Oupresquile de Kola (1884-1885) //Bulletin de la Societe Geographie. Paris, 1890. Т. XI по пермским книгам канонаршили, певцы же всяко пение пермски возглашали»1. Такая последовательность действий при христианизации языческих народностей Севера, успешно опробованная Стефаном Пермским, а за­ тем и Феодоритом, надо сказать, и в дальнейшем весьма активно исполь­ зовалась в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Так было, например, с самоедами, этносом, весьма схожим с лопарями, но пришедшим на Кольский полуостров много позже, в XIX веке2. «5 авгу­ ста 1824 года Государем Императором был утвержден проект обращения самоедов в христианскую веру. Начальником духовной миссии... был определен архимандрит Сийского монастыря Вениамин. Он приступил к изучению языка самоедов, затем составил первую его грамматику и лек­ сикон, перевел на него Евангелие от Матфея и другие книги Нового Завета»3. Сейчас, спустя столетия, «с высоты исторического опыта» кому-то может показаться напрасной тратой сил и совсем неперспективным та­ кое увязывание задач христианского просвещения с созданием нацио- 1 Житие святителя Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Цит. по: Книга глаголемая. С. 69-70. 2 «Несколько лет тому назад на Кольский полуостров переселилось несколько зырян из Пе­ чорского уезда с своими стадами, в количестве около 5000 голов». Энгельгардт А.П. Русский Север: Путевые записки. СПб.: Изд.А.С. Суворина. 1897. С. 118. 1 Боярский П.В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики / / Ставрографический сборник. М , 2001. Кн. 1. С. 134. Сотрудником приснопамятного архимандрита Вениамина в его под­ вижнических трудах вплоть до 1860 года был протоиерей Петр Степанович Лысков. В дальнейшем отец Петр служил в Печенгском приходе, но недолго, до 1866 года, по причине сильно уже подорван­ ного здоровья. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz