Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Просветительские труды преподобного Феодорита (1534-1571 гг.) Д л я Феодорита причина такого уединения была особо важной - именно здесь он трудился над созданием лопарской письменности и пе­ реводами богослужебных текстов. И вновь, следуя за святителем Стефа­ ном, он серьезно готовился ко второму этапу просвещения лопарского народа: дабы и в его церквях «попы лопарским языком служаху, канонар- хи по лопарским книгам канонархаша, певцы же всяко пение лопарски возглашаху»1. « И там во трудах духовных подвизался вкупе около четырех лет». Это значит до 1540 года. § 3. Лопарская азбука - этап миссии по созданию национальной письменности Итогом книжных трудов преподобного Феодорита в заволжских пу­ стынях было, несомненно, великое деяние по созданию саамской пись­ менности. Говоря об этом, мы вновь должны вспомнить, что образцом подвижничества для Феодорита всегда служили просветительские труды святителя Стефана. Саамская письменность, которую создавал Феодорит, как и «древне­ зырянский» язык святого Стефана Пермского, должны были стать язы­ ками священными, поскольку предназначались для просвещения язычни­ ков светом веры Христовой, для переводов священных и богослужебных текстов и молитв. Учитывая родство языковой финно-угорской группы саамов и зырян, можно предположить, что Феодорит использовал прин­ ципы составления алфавита, изобретенного на основе кириллицы и изо­ бражений на денежных значках зырян, «пасах», еще святым Стефаном почти сто пятьдесят лет назад. Только вместо зырянских «пасов» Феодо­ рит использовал знаки лопарских родовых клейм, или «тамги». Мы ясно видим, что Феодорит приложил поистине величайшие уси­ лия для того, чтобы попытаться если не повторить, то хотя бы прибли­ зиться к удивительным достижениям святителя Стефана в просвещении Пермского края. Тогда во вновь образованной Великопермской епархии, которую возглавил ставший уже епископом Стефан, «попы его перм­ ским языком служили обедню, заутреню же и вечерню и канонархи2его 1 Цитата из жития святого Стефана Пермского с соответствующей заменой слова «перм­ ский» на слово «лопарский». 2 Канонарх - церковнослужитель, возглашающий перед началом пения глас и строчки из пред­ стоящего молитвословия. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz