Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Историческая специфика и загадки Севера Сейд на скальном массиве Боттоваара (Карелия) столько сильно, что прозрачной полосой отделяло валуны от земли. Верх­ няя часть их как бы повисала в воздухе. Если марево очень сильно, весь валун кажется дрожащим. Кажется, вот-вот он оторвется от земли и по­ летит над землей по воздуху»1. Понимание существования в древности единой, так называемой ми­ ровой «мегалитической культуры» позволяет нам не доверяться всеце­ ло теории возникновения северных сейдов, трактующей их появление как следствие движения ледниковых масс. Современные ученые пришли к выводу о том, что все эти упомянутые каменные сооружения, в том числе и наши «вавилоны», характеризуют­ ся более ранним возрастом создания, чем обнаруживаемые в них или под ними захоронения древних людей. Сохранившиеся предания аборигенов Севера увязывают предназначение «вавилонов» с необходимостью при­ нудительного упокоения душ наиболее выдающихся колдунов-нойдов2. Это создает дополнительные трудности в выяснении прямого назна­ чения этих каменных памятников и сути духовной культуры их создате­ лей. Укоренившееся название «мегалитическая культура», которое те­ перь все чаще используется, отражает скорее нашу растерянность, чем понимание и возможность что-либо объяснить, поскольку дословно этот термин означает не более чем «культура больших камней». Следы этой культуры на одном только Соловецком архипелаге представлены 29-ю лабиринтами, множеством дольменов и иных мегалитов, общее число ко­ торых доходит до 800. Однако «все проведенные исследования так и не позволили дать ответ на вопросы: кто, когда и с какой целью построил эти сооружения»3. 1 Чарнолуский В.В. В краюЛетучего камня. Записки этнографа. М., 1972. С. 35. 2 Лопарское объяснение: «Иначе станет по ночам таскать живых и мертвых». Аналогичные по сути мнения бытовали и у поморов: «чтобы леший запутался». 3 Скворцов АП. Сколько памятников на Соловках / / Проблемы изучения историко-культур- ной средыАрктики. М., 1990. С. 286.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz