Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел II воды и часто на островах, остается в силе. Это еще раз указывает на некие магические погребальные, защитные функции лабиринтов, поскольку именно вода всегда являлась препятствием для нежелательных контактов живыхлюдей с душами усопших. «Традиция хоронить умерших на остро­ вах прослеживается на всей территории обитания предков лопарей с глу­ бокой древности (Южный Олений остров на Онежском озере, Большой Олений остров в Кольском заливе, остров Анзер Соловецкого архипела­ га) и ныне в полной мере наследуется саамами и выделяет их среди иных народов (Могильный остров на оз. Имандра у экостровских саамов, Остров Мертвых на р. Паз у печенгских саамов, Могильный остров на Енозере у семиостровсих саамов, Остров Мертвых Чальмны-Варрэ у ка- менских саамов и д р .)»1. И знаменитый остров на выходе из Кольского залива - Большой Олений - «был исключительно островом мертвых»2. Очевидна и неслучайность выбора Соловецких островов для этой роли, что связано с «распространенным на Европейском Севере III— II тыс. представлением об островах как некоем “перевалочном” пункте на пути в страну мертвых... с задачей обеспечить невозвращение умершего или его души из потустороннего мира... Та же функция у каменных ла­ биринтов Соловецких святилищ, символически связанных с тем миром, в которых запутываются души умерших, посредством специальных риту­ альных действий»3. По всему миру имеется множество каменных памятников, относя­ щихся к понятию менгиры. Это вертикально закопанные в землю камни, подчас циклопического размера, до 10 метров высотой и весом в десятки и даже сотни тонн. Аналогом этих памятников древних и, скажем прямо, неведомых нам цивилизаций являются наши знаменитые сейды. Отсут­ ствие на скалистых берегах Севера достаточного слоя почвы не позволя­ ло древним обитателям вкопать менгир, и он просто ставился на скалу, порой на специальные подставки из более мелких камней. Это вызывало впечатление летящего, парящего над землей камня, что в наше время на­ шло отражение в известной книге В.В. Чарнолусского «В краю летучего камня»: «Земля сильно прогрелась. Появилось марево. Порой оно на- 1 Аукьянченко Т.В. О некоторых особенностях погребального обряда кольских саамов / / Природа и хозяйство Севера. Мурманск, 1981. Вып. 9. С. 93. 2 Шмидт А.В. Древний могильник на Кольском заливе (Олений). М., Академия наук СССР, 1930. С. 14. ' Мартынов А.Я. О некоторых проблемах Соловецких святилищ / / Проблемы изучения исто­ рико-культурной среды Арктики. М., 1990, С. 273. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz