Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Самь кырьйнэз / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина ; [авт. текстов: Кулинченко Галина Александровна [и др.] ; авт. фот.: Александр Степаненко [и др.] ; авт. рис. Кулинченко Галина Александровна]. - Мурманск : Рекорд, 2011. - 183, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

декоративный материал был знаком саамам уже в 18 веке. Бисером расшивались различ­ ные части одежды: воротники, пояса, кисе­ ты, головные уборы, каньги и оборы для ка­ нет, предметы оленьей упряжи. Приёмы шитья бисером заключаются в на­ низывании мелких фарфоровых бисеринок белого, жёлтого, синего, голубого цвета на нитки, выделанные из сухожилий оленя. Затем бисерные пронизки прикрепляются поперечными нитями к фону декоративного изделия. Каждая бисеринка закрепляется от­ дельно, что обеспечивает прочность шитью. Очелье шапок, шамшур, перевязок украша­ лось антропоморфными фигурами, их коли­ чество всегда было нечётным (3, 5, 7, 9, 11). Такие изображения, по мнению ряда уче­ ных, являлись образами различных саамских божеств. В бисерной орнаментике преобладают геометрические мотивы - круги, кружочки, звёзды (четырёхугольные, двенадцатиуголь­ ные), солнышко, луна, полумесяц, зубья пилы (или горы), волны, кресты, ромбы, ква­ драты, треугольники. Кто же научил саамских женщин шить би­ сером? Ответ на этот вопрос даёт саамский эпос: сказки, легенды, мифы, которые передава­ ли из уст в уста сказители и сказительницы долгими зимними вечерами. Саамский эпос сохранил и донёс до наших дней образ ма­ стерицы - учительницы Агканиййт из леген­ ды о Найнасе. Легенда «Найнас» была запи­ сана русским этнографом В. В. Чарнолуским в начале 30-х годов 20-го столетия. И так, мы читаем и познаём историю шитья бисером: «В день, когда мужчины ушли на дальнюю охоту, Агканиййт при­ несла маленькие сумочки - кисы из замши и тюленьей кожи. Она сама выделала, скрои­ ла и сшила эти сумочки. Сумочки были туго набиты жемчугом, отборными камушками и сушеными ягодами. Они были соблазном нййт, нызан я оалм оллма кабпретЬ, коаммэтЬ, пуэдЬвэськэтЬ коаммэ гуэйкэ, пудзэ поадэскэтЬ. ПыссьрэнЬ кырьйнэнЬ самь куэдтЬ туетЬ я вёшшэтЬ: оасскэтЬ, кабпьретЬ коххт ныз- нэ гуэйкэ, ныдтЬ шэ я оалм оллма гуэйкэ, пудзэ поадэскэтЬ, ваннцнэтЬ - коаммэтЬ, пуэдЬвэськэтЬ сугкэ гуэйкэ. Самь нызан лэххьтэнЬ пудзэ сайй суннэ мёвв пыссьрэтЬ вйллькесь, руччкесь, тёммесь алехь, алехь ывьненЬ. Мацуа куррэнЬ кырьйнэзэтЬ, пэштхээлленЬ сунэтЬ пыссь- рэгуэйм руэск эл туэресь сунэгуэйм. Югке пыссьрэнч нядтъювв отдельнэ, мй роавасвуд куаррэм туйе аннт. Кабперь, ніаммш, пёрьвесськ кодцэр кырьйнэлленЬ ёррка кырьйнэзэ мйлльтэ, сыйе ляйй пай 3, 5, 7, 9, 11. Тэгка кырьйнэз вуэзхэлленЬ, коххт тёд тйдтэй оллма логкэв, лййенЬ югке-налшэм самь йммял коавь. Пыссяр кырьйнэзэн вуайй геометри- ческэ мотиватЬ уййнэ - ёрпэтЬ, кругятЬ, тоасьтэтЬ (нйлье, куЬтэмплоагкь угглэгу- эйм), пёйв, май, манн - пёль, соагк панэтЬ, (эле поакетЬ), нэмпэтЬ, рыстэтЬ, ромбэтЬ, пялтэтЬ я коллмугтлэтЬ. Кё гыс лй моатЬхэ самь нызнэтЬ пыссьрэнЬ куаррэ? ОттЬхуж тэнн кэжьнэгке аннЬтэв мыйе ёррка самь моаййнас, легеннда, койт няльмэсьт няллма самь моаййнас мушшт- лэй нурр пуллдэгэтЬ эннЬтэнЬ, мушштлэнЬ сйнэтЬ кугкесь талльв ёкьна я ые мйлльтэ. НыдтЬ тэгка моаййнас я легеннда мэннэнЬ пуллдэгэсьт пуллдэгке я тоййтэнЬ я мйнэ райя. Самь моаййнас пыне и тоййтэдЬ мйн пййвэ райя чёпесь пыссярэнЬ куаррэй баяс - самь нызнэтЬ моатЬхэй - Агканйййт баяс - легенндасьт «Наййас», конн пымме эл рушш этнограф JI.J1. Чарнолуска 30 - лоагат ыгенЬ оалк 20 - лоагант агесьт кырьйха ляйй. НыдтЬ, мыйй логкэпь я томмтаслуввэпь пэйель тэйе моаййнсэтЬ самь историянЬ пыс­ сяр куаррмуж баяс: «Пёййв, куэссь оалм оллма оллтлэсс мёИцыэм сэетЬ уййтэнЬ, Агканйййт пудэ я пыдтэ удць верцатЬ - нуэррьй наЬкь я шышшьн вуссятЬ. Сонн йджь чинэ накь я шышшенЬ, вэе я куарэ тэйта сумькатЬ - вуссятЬ. Суіцька лййенЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz