Мечкина, Е. И. Саамское рукоделие / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. обл. центр коренных малочисл. народов Севера. - Апатиты : Кольский научный центр, 2008. - 111 с., [2] л. ил. : ил.

Самобытные узоры, орнаменты составляли мастерицы, используя увиденное в природе. В сказке «Никийя», записанной Чарнолусским, Акканийда творит чудо из всего, что есть под рукой: «Круги, колечко в колечко, и змейки и палочки, и месяц с луной, и ножки сороки и водный узел, и клетки, и гусиная лапка - все сияет от огней костра!» Тамги - родовые знаки. Каждый глава семьи имел своё «клеймо», т.е. знак, которым он удостоверял свои полномочия и указывал на принадлежность имущества данному хозяину. Внешние формы этих знаков многообразны. Несомненно, что первоначальной основой тамог было воспроизведение реальных предметов и явлений. В них характерной чертой является то, что он имел в основе один рисунок - общий для всех членов рода, но видоизменяется по семьям, причём к основному рисунку прибавляется или отбавляется какая-то деталь или знак изображается в другом направлении. Клеймо отца наследовали сыновья. Практически клеймо изменялось по мере дробления семьи. В знаках изображались реальные предметы: оленьи рога, скребки, щучьи зубы, изгороди, тетива лука и др. И религиозные атрибуты - солнечные диски, кресты, полумесяц, свастика и др. Эти клейма известны и сохранились в наиболее полном виде до нашего времени (до начало XX в.) у саамов (лопарей) Скандинавии и России (Н. Волков «Российские саамы», 1969 г., стр.51). Родовые тамги использовались для вышивки бисером в качестве узоров: свастика и совастика, треугольные формы, дорожка, тетива с луком, крючок для подвешивания котлов - примеры клейм Иоканьгских саамов 1925г. (см. рис. 1). Родовые клейма заменяли неграмотным саамам роспись при получении денег. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz