Манухин, В. П. Гражданское и патриотическое воспитание в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 311-316.

В. П. Манухин ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Гражданское и патриотическое воспитание мы рассматриваем как взаимосвязанные элементы системы духовно-нравственного воспитания. По оценке политиков и ученых, духовно-нравственное воспитание и духовное здоровья человека сегодня находятся в кризисном состоянии, ко­ торое проявляется в нравственной деградации, прагматизме, утрате смысла жизни, роста потребления, алкоголизма, наркомании. С одной стороны, духовный кризис, по мнению доктора педагогиче­ ских наук Н.Н. Никитиной, глобально явление, которое связывают с пре­ обладающим характером цивилизационного развития человечества. Со­ временное постиндустриальное общество, ориентированное на максималь­ ное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократиче­ ской личности - «кибернетического человека» (Э. Фромм). С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездухов­ ностью и безнравственностью - явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов XX века. Это связано не только с реали­ ями социальной жизни, но прежде всего с утратой некоторых прежних нравственных основ и ценностей. Сегодня в государстве и обществе сложились благоприятные усло­ вия для вывода на новый уровень системы патриотического и гражданско­ го воспитания. Изменилась политика органов государственной власти в отношении духовно-нравственного воспитания, что нашло отражение в ряде законодательных и нормативных актов, в обществе произошло осо­ знание значимости прошлого опыта и необходимости принятия сегодня действенных мер по усилению работы в духовно-нравственной сфере на всех уровнях. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) переводит воспитание патриотизма из плоскости публичного права в сферу гражданских отношений. Идеологической и методологической основой ФГОС является Кон­ цепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражда­ нина России, которая определяет систему базовых ценностей как совре­ менный воспитательный идеал. Под патриотизмом понимается любовь к России, к своему народу, к своей «малой родине», а под гражданственно­ стью - служение отечеству, закон и правопорядок, жизнь в условиях пра­ вового государства и гражданского общества, поликультурного мира, в условиях свободы совести и вероисповедания. В патриотизме духовно­ нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz