Манухин, В. П. Гражданское и патриотическое воспитание в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 311-316.

основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспи­ тании является наиболее значимым и занимает приоритетное положение. Понятия патриотизма и гражданственности в Концепции сближают­ ся, а в политике государства акцент смещается к ценностям патриотизма. Патриотизм - динамичная, развивающаяся категория, трактовка его в педагогике имеет как временной, так и постоянный характер. Поэтому для участников воспитательно-образовательного процесса в наше время очень важно разобраться во взглядах на роль, формы и место патриотизма в со­ временном обществе, чтобы результативно строить свою педагогическую деятельность. В ФГОС содержатся наиболее значимые ориентиры развития граж­ данско-патриотического образования. Провозглашается единство образо­ вания и воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициатив­ ного, компетентного гражданина России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662 указано на необходимость достижения высоких стандартов благосостояния человека, социального согласия и социальной справедливости, а также поддержка программ формирования единой российской нации, националь­ но-государственной идентичности, воспитание толерантности. Здесь же впервые вводится понятие гражданской идентичности как ключевого ком­ понента российской национально-государственной идентичности, а ее формирование обозначено как важнейшая ценностная ориентация всей си­ стемы образования, и прежде всего гражданско-патриотического. В этом документе были определены основные идеалы и ценности гражданского общества: - ценность человеческой жизни, семейные ценности, инновационная трудовая этика; - патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственно­ сти и диалоге культур; - ценности личностной, социальной и государственной безопасности; - национальное согласие по основным этапам становления и разви­ тия общества и государства. Нормативно-правовая база развития гражданско-патриотического воспитания в Мурманской области разработана достаточно подробно и позволяет вести полноценную деятельность в образовательных учрежде­ ниях всех уровней, в общественных и государственных организациях, ра­ ботающих с населением. Во многих образовательных учреждениях накоплен богатый опыт по гражданскому патриотическому воспитанию: заслуживает внимания рабо­ та кадетских классов и кадетской школы в Мурманске и Североморске, де­ 312

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz