Манухин, В. П. Актуальность педагогических идей М.А. Погодина в развитии образования / В.П. Манухин // Первые Погодинские чтения. - Мурманск, 1997. - С.3-8.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. А. ПОГОДИНА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В. П. Манухин, канд. пед. наук, доцент МОИПК РО М. А. Погодин вошел в историю образования Мурманской об ­ ласти как т алан тливый учитель-новатор, методист высшей квалифи ­ кации, ученый-практик. Его смелые идеи по совершенствованию учеб- но-воспнтателыіоі о процесса в образовательных учреждениях в 50-70-е годы были известны далеко за пределами нашего края. У него нет фун­ даментальных научных трудов. Все его печатные работы (их более 100) ость в основном описание передового педагогического опыта. Это кни ­ ги местного издательства, брошюры , статьи , доклады , методические письма и рекомендации, заметки, рецензии и т. д. В них не простая фиксация интересных дел, увлекательных мероприятий, проводимых отдельными учителями, воспитателями, педагогическими коллектива­ ми школ и внешкольных учреждений. Это тщательно отобранный, проанали зированный , систематизированный лучший опыт того вре­ мени. Осмыслен он к а к с позиции классической отечественной и зару­ бежной педагогики, т а к и с позиции ведущих ученых-педагогов, с п о ­ зиции государственной политики в сфере образования. Советы, реко­ мендации, предложения, наставления учителям, руководителям школ по повышению эффективности образовательной деятельности были востребованы практикой. М. А. Погодин не искал “философского камня в педаг огике” , а шел от жизни, от реально существующей дей­ ствительности, от насущных потребностей школы. Этим объясняется ого огромное влияние на учительство области. В апробащ іи его ориги­ нальных идей участвовало по официальным отчетам более 50 обр азо ­ вательных учреждений, 300 учителей и воспитателей, объединенных в девять творческих л абораторий по различным направлениям педаго­ гики. Мног ие нововведения тех лет не потеряли актуальность. Сегодня эйфория от перемен, охвативших школу, проходит. Ажиотаж вокруг инноваций затухает. Наступает успокоение от перестроек, в органах управления началась пора осмысления происходящих процессов. Как и при всех ранее проводимых школьных реформах рушатся надежды на скорое получение видимых результатом. А видим мы их сего;іня у отдельных учителей, у некоторых образовательных учрежде­ ний скорее как исключение, а не как массовое явление. Все это законо ­ мерно и объяснимо. За существенными, принципиальными, порой эффектными о р г а ­ низационными изменениями в практике обучения и воспитания детей 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz