Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.

В.П. Манухин ЕГО СУДЬБА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ 195 (о заслуженном учителе РСФСР Н.И. Аверине)______________________________________ орденом Великой Отечественной войны II степени. После войны служил в Вене. Но вскоре дали знать болезни, полученные в плену, - Аверин был при­ знан негодным к воинской службе. По возвращении в Териберку в июне 1946 года его пригласили работать в школу учителем немец­ кого языка, в это же время он начал заочно учиться в педагогическом институте. Он до сих пор поддер­ живает связи со своими бывшими учениками, знает судьбу каждого из них. Вскоре хорошо зарекомендовавшего себя учи­ теля и завуча школы, добросовестного руководите­ ля, грамотного педагога, умелого организатора по рекомендации Териберского райкома КПСС и обко­ ма КПСС пригласили на работу в Мурманск. Н.И. Аверина избрали секретарем Мурманского об­ кома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, через год - предсе­ дателем обкома этого профсоюза, и в этой должно­ сти он работал 5 лет. Какую бы проблему, решав­ шуюся в то время образовательной сферой нашей области мы ни взяли, везде увидим активную роль Н.И. Аверина. В 1963 году его назначили руководи­ телем одного из ведущих отделов Мурманского го­ родского исполнительного комитета - отдела обра­ зования (гороно). Важным достижением нашей страны в 60-80-е годы Н.И. Аверин считает начавшийся тогда пере­ ход к всеобщему обязательному среднему образова­ нию - всеобучу. В решение этой проблемы он внес большой вклад, поскольку эта задача была возложе­ на властями и на муниципальные органы управле­ ния образованием, и на руководителей школ. Руко­ водители образования города организовывали и ко­ ординировали усилия всех, кто был призван обеспе­ чить обучение каждого ребенка в школе до получе­ ния аттестата о среднем образовании. Главной задачей гороно стала организация вы­ полнения закона о всеобуче: открывались новые школы, организовывалось обучение работающей молодежи, обновлялись учебные программы и учебно-методические пособия, велся активный по­ иск дополнительных ресурсов обеспечения учебно- воспитательного процесса. Работа гороно направля­ лась партийными органами. Надо отметить, что гор­ ком и райкомы КПСС в то же время оказывали большую поддержку работникам образования. В 60- 70-е годы в городе интенсивно развивалась сеть об­ разовательных учреждений: для обучения детей с недостатками развития в городе были открыты 3 специальные школы, появились музыкальное и ме­ дицинское училища, 6 профессиональных училищ, заочная школа моряков, областная заочная школа с учебно-консультационными пунктами по всей об­ ласти. Мурманск был лидером в соревновании горо­ дов и районов области за лучшую постановку дела образования. Неоднократно нашему городу вруча­ лось переходящее знамя облисполкома и облсов- профа. Совершенствовалась учебно-воспитательная работа в школах и дошкольных учреждениях: поя­ вились и учителя, и целые педагогические коллек­ тивы, работавшие без второгодников. Ушло в про­ шлое массовое второгодничество, до минимума был сведен отсев обучающихся из 1-9 классов, к 1980 году до 99 % выпускников 9 классов продолжали получать среднее образование в техникумах, сред­ них профтехучилищах и вечерних школах, до 60 % выпускников средних школ поступали в высшие учебные заведения. Значительно укрепился кадро­ вый педагогический состав, и в городе не было де­ фицита учителей по основным предметам. Тем не менее решались эти вопросы сложно: сказывались недостаточное финансирование, плохое обеспечение техническими средствами обучения, ограниченность прав руководителей в использова­ нии бюджетных средств, несовершенство штатов образовательных учреждений и методических служб, отсутствие централизованного хозяйственно- эксплутационного обслуживания образовательных учреждений и т.д. Гороно пришлось приложить немало усилий к решению выдвинутой руководством страны идеи соединения обучения с производительным трудом. Отдел образования возглавил работу по перестройке учебно-воспитательного процесса, соединяя трудо­ вую подготовку учащихся и производственное обу­ чение в школе с изучением общеобразовательных предметов, создав для этого соответствующую ма­ териально-техническую базу. К решению этой зада­ чи по инициативе партийных органов были подклю­ чены промышленные предприятия и воинские час­ ти, шефство которых над школами закреплялось официально. Координацию этого движения и его методическое обеспечение осуществляли гороно и районо. При всех средних школах были оборудованы мастерские по обработке металла и дерева, кабине­ ты обслуживающего труда, при многих школах по­ строены теплицы. Гороно ежегодно проводил смот­ ры школьных мастерских, и комиссию возглавлял его заведующий Н.И. Аверин. В каждом районе го­ рода были созданы учебно-производительные ком­ бинаты. Для ведения занятий в школьных мастер­ ских и учебно-производственных комбинатах при­ глашались передовики производства и высококва­ лифицированные рабочие, которых обучали осно­ вам педагогики в городском и районных методкаби- нетах. Впоследствии многие учителя из рабочих по­ лучили высшее педагогическое образование и стали мастерами педагогического труда. В гороно сложилась система работы по стиму­ лированию работы трудовых коллективов в трудо­ вом воспитании и профессиональной ориентации молодежи. Вопросы шефства предприятий над шко­ лами включались в социалистические обязательства предприятий и организаций, условия соревнования

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz