Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.

198 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Велика заслуга городского и районных отделов образования города в организации шефства город­ ских школ над сельскими. Дружеские связи педаго­ гических коллективов имели форму обмена опытом, творческих встреч, стажировки педагогов сельских школ в школах города и т.д. Например, учителя кольских школ с благодарностью принимали педа­ гогов мурманских школ № 2,3,10, 35. К сожалению, в настоящее время такие контакты педколлективов города и района утрачены. Все, кому пришлось работать под руково­ дством Н.И. Аверина, отмечали его хорошие орга­ низаторские способности: о четкой организации ра­ боты аппарата, конкретной постановке задач, свое­ временном отслеживании исполнения поручений и поддержке инициатив рассказывают бывшие ин­ спектора гороно В.А. Скиотис, О.В. Марьенко, Г.Д. Яковлева. Руководители образовательных уч­ реждений города А.В. Петруненко, Р.Д. Лазурко, Г.П. Жигилева отмечают энтузиазм Н.И. Аверина, его веру в правоту отстаиваемых идей, житейскую и профессиональную мудрость, умение находить вы­ ход в сложных ситуациях. Н.И. Аверин сформировал аппарат гороно как работоспособную сплоченную команду - он умел подбирать перспективных работников, терпеливо учил их премудростям административной работы. На должности инспекторов гороно и районов, мето­ дистов городского и районных методкабинетов на­ значались хорошо показавшие себя, творчески рабо­ тавшие педагоги и руководители образовательных учреждений. К примеру, много лет ведущим спе­ циалистом по истории и обществоведческим пред­ метам в городе был заслуженный учитель школы РСФСР, авторитетный методист Б.Д. Зак, а учитель­ ница математики, завуч школы № 34 Н.В. Чудинова, став инспектором гороно, много лет руководила го­ родским объединением учителей математики, и проводившееся ею инспектирование школ было на­ стоящими уроками мастерства для педагогов. Полу­ чив хороший опыт организаторской работы в горо­ но, узнав проблемы школы и учителей, она впослед­ ствии много лет руководила областным профсоюзом учителей и работников науки. Большой авторитет у учителей начальной школы имела Заслуженный учитель школы РСФСР, инспектор гороно А.М. Веселкина. Особой заботой Николая Ивановича была ра­ бота с директорами школ и руководителями дошко­ льных и внешкольных учреждений. Повышение их квалификации, подбор и подготовка резерва на вы­ движение, контроль и помощь руководителям - эти процедуры были четко организованы. При Н.И. Аверине практически не было ошибок при на­ значении руководителей и освобождении их как не справившихся со своими обязанностями. Широкую известность в области получил опыт руководителей школ А.Я. Сексте, О.Ф. Супрун, Н.А.Смирновой, И.И.Кузнецовой, Н.Н. Николаевой, М.Ф. Николаевой, Е.Ф. Келиной, А.С. Михайловой, О.И.Шергуленко, Н.А.Грушаниной, Н.Е. Коробовой, заслуживши поощрения не только гороно и облоно, но и Министерства просвещения. Хорошую школу организаторов образования у Н.И. Аверина прошли многие руководители город­ ского и районных отделов образования, став высо­ копрофессиональными, как говорят сегодня, менед­ жерами системы образования: Л. П. Кабанов, АЛ.Засухина, А.Г.Петров, В.К.Пучков, Л.Д.Рогозина, Г.И.Андросова, А.С.Павлова, Н.Н. Николаева, Т.Д. Топальская. Ответственную работу на посту заведующего гороно Н.И. Аверин успешно сочетал с активной общественной работой. В течение 15 лет он изби­ рался депутатом городского совета народных депу­ татов, был членом областного комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, членом коллегии областного отдела образования. В мае 1967 г. Н.И. Аверин был награ­ жден почетной грамотой Комитета защиты мира за активную деятельность по укреплению мира между народами. Даже после выхода на пенсию он работал общественным инспектором областного комитета народного контроля. За большой вклад в развитие образования Николаю Ивановичу Аверину 27 авгу­ ста 1975 года присвоено звание «Заслуженный учи­ тель школы РСФСР». Мне не хотелось бы в этом очерке излишне идеализировать личность Николая Ивановича, сде­ лав этот материал «парадным», моей задачей было показать его огромную роль в развитии образования города Мурманска. Конечно, у Николая Ивановича (как у всякого руководителя такой сложной сферы деятельности, как образование) были и просчеты, и ошибки... Но не это главное. Для нас важны непод­ дельный энтузиазм, преданность, любовь к трудной организаторской работе, в которой он не жалел себя, отдавая все силы, способности успешному решению задач всеобуча в заполярной столице. Именно по­ этому имя Николая Ивановича Аверина справедливо и заслуженно вошло в историю развития народного образования Кольского края.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz