Манухин, В. П. Военно-патриотическая работа школы – важнейшее направление воспитания гражданина и патриота / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 26-29.

В.П. МАНУХИН ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВАЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА О В системе фажданского патриотического воспитания детей и молодежи есть важное направление -• военно-патриотическое воспитание. В определенные периоды истории образования этот термин постарались заменить на «героико­ патриотическое», «историко-героическое», свести к «начальной и военной подготовке», « военизации», а в связи с деполитизацией школы и односторонним толкованием гуманитаризации были попытки убрать это направление из педагогической практики. Поводом стала такая запись в законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 году: «Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться на факультативной основе с согласия обучающегося и (или) родителей (лиц, заменяющих родителей) за счет средств и силами заинтересованных ведомств» [I.e. 16]. Прекратилось финансирование начальной военной подготовки. Она исключена из учебных планов и программ, из планов воспитательных мероприятий исчезло все, что ориентировало на подготовку детей и молодежи к службе в армии, к защите Отечества. Фактически образование по воле разработчиков Закона стало незаинтересованным ведомством в защите Родины, отделилось от государственной политики в отстаивании интересов России. Цель военно-патриотического воспитания - формирование у молодежи готовности к защите Отечества. Это система целенаправленных действий по подготовке молодежи к воинской службе. «Система военно-патриотического воспитания представляет собой единство целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постоянное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего воинского долга перед Родиной»[2.с.126]. А вот какое определение дает Дранишников В.В.: «Военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи - это стройная система хорошо продуманных и педагогически обоснованных с учетом возрастных и психологических особенностей детей мероприятий, посредством которых решаются три основные задачи: психологическая подготовка к службе в армии, физическая подготовка (военно- спортивные виды деятельности), начальная военная подготовка (осуществляется на уроках НВП)»[3.с.38]. Известно, что подготовка человека к защите своего Отечества включает моральную, психологическую, физическую и техническую подготовку. Пол моральной подготовкой мы понимаем: • Осознание школьником государственных интересов страны, понимание политики правительства в военном строительстве; • Формирование уважения к армии, боевым традициям, военной профессии, гордость за принадлежность к защитникам Родины. Психологическая подготовка включает: • Формирование у школьников волевой настойчивости (достижения цели, несмотря на препятствия); • Выработку способности действовать точно и решительно; • Формирование умений и навыков саморегуляции, самоконтроля; • Формирование психологической готовности работать на боевой технике, обращаться с боевым оружием. Физическая подготовка предусматривает: • Выработку устойчивости к перегрузкам, укачиванию, перегреванию; • Выработку умений и навыков в преодолении препятствий, в защите себя и окружающих. Техническая подготовка школьников включает: • Получение первоначальных сведений о военной технике; • Формирование готовности к овладению одной из военно-технических специальностей. Многолетний опыт показал, что эти задачи решаются в процессе: 1. Изучения основ наук непосредственно на уроках. В школе нет предмета, в содержании которого не было бы информации о Вооруженных Силах (истории, традициях, подвигах, вооружении и т.д.); 2. Внеурочной и внеклассной работы; 3. Дополнительного образования (внеклассной работы). Проблема военно-патриотического воспитания значительно шире и глубже, чем мы обычно рассматриваем ее в практике работы образовательных учреждений, ограничивая ее НВП, ОБЖ, играми «Зарница» и «Орленок» и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz