Манухин, В. П. Военно-патриотическая работа школы – важнейшее направление воспитания гражданина и патриота / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 26-29.

В.П. Манухин ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА 29 являются активными участниками всех массовых поселковых и районных мероприятий. Знаковым событием в развитии военно- патриотического воспитания стало в 90-е годы открытие кадетских классов, например в гимназии № 1, средних школах № 3 и 28 г. Мурманска, школах г. Североморска, г. Полярного и других. В средней школе № 288 г. Заозерска действует профильный класс юнг Северного флота. В нем по специальной программе готовятся к службе в военно-морском флоте. Такой же класс работает в гимназии №1 г. Полярные Зори. Интересный и весьма эффективный опыт военно-патриотического воспитания накоплен и в вечерних школах. Так во ВСРШ № 278 г. Гаджиево разработан цикл бесед «Чесгь имею», которые проводят офицеры. Часто рассказы военнослужащих иллюстрируются стихами, видеофильмами, песнями под гитару. Большое значение для ребят, будущих воинов и защитников Отечества, имеют экскурсии в музей Северного Флота, на подводные лодки, в береговые части, учебный центр. Офицеры и мичманы знакомят школьников с военной техникой, жизнью и бытом военнослужащих. В учебном центре школьникам показывают работу водолазов, комплекс по борьбе за живучесть. Особое место отводится практическим занятиям по оказанию медицинской помощи пострадавшим, проводимым на базе ПМП (пункте медицинской помощи), и по изучению и применению средств радиационной безопасности. Эта работа выполняется в учебных классах СРБ. Завершаются такие занятия проведением военно-спортивных соревнований «А ну-ка парни!», где допризывники и матросы первого года службы демонстрируют свое мастерство. Судьями и экспертами являются боевые офицеры, военные врачи, матросы второго года службы. Совершенствованию практических навыков по физической, огневой, строевой подготовке служит военно-спортивная игра «Зарница». Воспитанию чувства долга, гордости за свою Родину и ответственности перед ней посвящены уроки мужества «Есть такая профессия - Родину защищать» и дни памяти, приуроченные к знаменательным датам. Так, одной из таких дат было 10-летие со дня вывода русских войск из Афганистана. Учащиеся (и подростки, и военнослужащие) подготовили большую литературно-музыкальную композицию «Вспомним Афган, «черный тюльпан...», в которой принимали участие бывшие воины - афганцы, ныне служащие во флоте, представители командования. Были воспоминания, стихи, песни; были скорбь и восхищение, чувство сопричастия к подвигу и невольные слезы.... Не было лишь равнодушия. «О доблестях, о подвиге, о славе» часто идет разговор в литературных гостиных, которые проводятся в городской библиотеке. Подготовленные специально для учащихся с использованием интересного исторического и художественного материала, они пользуются большим успехом. Ежегодный праздник призывников «На повестке - подпись военкома» собирает ребят, уходящих в армию, их родителей, учителей и гостей в центре молодежного досуга «Прометей». Особо следует отметить значение контактов школы с коллективами воинских частей. Влияние военных на детей огромно. И не только в плане военизации. Армия оказывает значительное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Эстетика воинских коллективов, физическая подготовка, умение владеть техникой и оружием, примеры мужества и стойкости рядовых и офицеров и многое другое благотворно влияют на формирование детей. Здесь эффективны не только учебные сборы на базе воинских частей. Полезны экскурсии, встречи, обмен делегациями, переписка, выставки оружия и техники, совместные диспуты и т.д. С каждым годом возрастает важность встреч ветеранов Отечественной войны с подрастающим поколением. В школах и учебных заведениях практически не осталось учителей - участников Великой Отечественной войны. Пришло в педагогику новое поколение учителей, которое представление о войне получило из кинофильмов и художественной литературы. Пересказывая военные события, они трактуют их порой субъективно. Их рассказы бедны по сравнению с рассказами живых свидетелей и участников этих событий. У военно-патриотического воспитания сегодня не мало проблем. Нет пока полноценной правовой базы военно-патриотических объединений, не отрегулированы их отношения с государственными и муниципальными учреждениями, органами управления образованием. Нет учебных программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение общественности. Нет муниципальных и региональных программ развития военно- патриотической работы. Не изучается и не распространяется передовой опыт отдельных педагогов, а он есть. ЛИТЕРАТУРА 1. Закон РФ «Об образовании». М., 1996. 2. Аронов А.А. Воспитание патриотов: Кн. для учителя. Просвещение. М., 1989. 3. Дранишников В.В. Гражданское воспитание школьников. Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников Мурманск, 2000. 4. Закон РСФСР «О народном образовании». М., 1974. 5. Программа развития воспитания в системе образования России. Утверждена приказом Минобразования России 18.10.1999 №574. 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000. 7. О воинской обязанности и военной службе. Приказ Министерства образования РФ от 09.02.1998 № 322.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz