Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

что нет у Осколкова диплома. А без диплома – какую ставку ему предложишь? Возможно, Владимира Ивановича, в конце концов, сманят автомобилестроители. Но пока что он уезжать из Ковдора не собирается – идея застопорилась. И какая! Родилась мысль, как ликвидировать на карьерных дорогах ту самую гребёнку, что БелАЗу жизнь укорачивает. Пружинное кресло только водителя спасает, и то одного. Поскольку в одном экземпляре изготовлено. Зато на ровных дорогах исправно послужат обычные заводские кресла. Но главное, машина дольше сохранится. Струг придумал Осколков. Тяжёлый железный утюг. По днищу ножи в разных направлениях расположены. Если струг тянуть по дороге, ножи шероховатости срежут, камешки, ища выхода, ямки по пути заполнят. Просто и надёжно. Сначала действующую модель изготовил – вроде получилось. Всё началось с осмеянной бригадой идеи водителя Осколкова. Он предложил всем вместе на воскреснике делом заняться: ямки на дорогах песком засыпать да гребёнку ломиком подолбать. Думал, как лучше, а ребята за животы держались. Здесь не будут, здесь техника. Но снова занесло Осколкова. Там, где цифры и расчёты, где какой металл выбрать, как его отрихтовать и приварить – там всё в порядке. Но он изобретатель, поэт одним словом, в облаках витает. Недоучёл, недовник, понимаете ли, что многотонный струг не потянешь наличным в цехе тягачом. Сказали ему вовремя, предупредили. А он, наивная душа, говорит: – Ну и что, вдобавок прицепим рудничный колёсный трактор. Когда вместе, сил у них, тягача и трактора, хватит. Что с ними, с наивными идеалистами, делать? О межведомственные барьеры и не такие идеи разбивались. Конечно, конечно, два цеха – далеко не два ведомства. Тем не менее, уже второй месяц бьётся Осколков, чтобы хотя бы на испытания струг вывезти. Дефекты чтоб выявить, ещё чего. Уже и приказ по этому поводу подготовлен, уже и сроки названы. А два тягача никак не состыковать. Думаете, унывает Осколков? Он надеется. На то, что всё равно цеху тягач на базе 75-тонного БелАЗа потребуется. Тот уж точно потянет, сил у него хватит. Осколков надеется. А бригада, творческая его бригада, не выдержала. Не то, чтобы разбежалась – тихо рассосалась по разным участкам. И вот в эти дни, когда решается, быть стругу или не быть, мы расстаёмся с нашим героем. Пусть посидит в кресле имени себя. В том самом, в переносном значении слова. В кресле рационализатора (изобретателя) Осколкова. Посидит, подумает, поразмышляет. По штатному расписанию кресло это именуется «газоэлектросварщик 5 разряда». Плюс десять процентов бригадирских. Больше не предусмотрено. Да он и не претендует. ***

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz