Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

933 Приложение IV ние дикого оленя. Поголовье его стало резко сокращаться, и сегодня дикие олени сохранились лишь в самых южных частях норвежской Лапландии и во внутренних районах восточной финской Лапландии и Кольского полуострова. В центральной Лапландии саамы перешли к совсем иному использованию северного оленя: здесь постепенно развилось оленеводство. Оленеводство у саамов существовало издавна... До средневековья оленевод­ ство ограничивалось содержанием некоторого числа ездовых оленей и ручных жи­ вотных, которых использовали в качестве манщиков при охоте на диких оленей... Оленеводство как форма хозяйства возникла в конце средневековья... Развитие оленеводства продолжалось в XVII—XVIII вв.; некоторых лапландских районов оно достигает лишь в XIX в. Олени были частной или семейной собственностью... по мере роста стад при­ ходилось искать все новые пастбища... Так из старой системы сийд возникло пастушеское оленеводческое кочевниче­ ство: коллектив передвигался вместе с большим оленьим стадом между зимними, весенними, летними и осенними стойбищами таким образом, что конечными пунк­ тами длинных путей передвижения были зимнее и летнее селения... Начиная с XVI и до XIX в. в разных саамских группах, варьируя по районам, шло относительное обнищание части населения, что было связано с распадом традиционной системы сийд и созданных ею внутренних социальных связей... К началу XIX в. можно выделить следующие отличные друг от друга эколого­ этнические группы саамов: .. .Кольские саамы и сколты. Имеют сийды частью во внутренних районах, частью на морском побережье. Промысловое хозяйство регулирует систему годичных переселений. В сийдах, территориально доходящих до побережья, население живет у моря также лишь часть года. В некоторых сийдах оленеводство играет заметную роль, в других оно незначительно...». (Образование различных этноэкологических групп саамов / / Финно-угорский сборник,—М., 1982,—С. 48-59.) Родство, семья, родовые клейма саамов Похлебкин В. В.: «Тамга и тавро (клеймо) (от греч,—бык) —древнейшие знаки собственности, существовавшие у большинства народов и получившие в период перехода от родового общества к государству, в период возникновения родовой, клановой собственности как первоначального вида частной собственности. У ряда народов каждое тавро имело свое собственное имя, как человек или домашнее животное. Тавро было характерно прежде всего для кочевых, скотоводческих народов и тесно связывалось с самим характером „движимой собственности" —скота, право на который возможно было закрепить и доказать лишь введением персональных (или семейных, родовых) клейм, выжигаемых на ушах оленей, коров, баранов и на стегне лошадей, ослов, волов, быков. Эти клейма известны и сохранились в наиболее полном виде до нашего вре­ мени (до нач. 20 в.) у саамов (лопарей) Скандинавии и России, которые, кочуя по всей территории Лапландии, принадлежавшей сразу четырем государствам (Рос­ сии, Швеции, Норвегии, Финляндии), вынуждены были вплоть до 20 века поль­ зоваться „саамскими клеймами" как традиционными знаками собственности, при­ знаваемыми во всех государствах, населенных саами, и получившими тем самым международную известность... Тавро, „скотьи клейма" так и остались хозяйственными знаками собственно­ сти. .. Сам графический характер тавро и клейм, их внешний непритязательный и не­ выразительный облик резко отделяют, отличают их от истинных символов и эм­ блем как элементов геральдики, обоадающих глубоким историческим или фило­ софским смыслом». (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики,— 3-е изд.—М.: Международ. отношения, 1995.—С. 435-439.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz