Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

932 ство. В Советском Союзе... национальность при переписях определяется в соот­ ветствии с „самосознанием*1 опрашиваемого. ...Очевидно, не позже чем в первую пол. IIтыс. н.э. образовались „большие1 саамские зимние деревни, весьма стабильные по своему местоположению и струк­ туре населения, что означало образование больших, чем в несколько семейств, со­ циально связанных саамских коллективов. Механизм их образования уже невоз­ можно выяснить, но поскольку они... были выгодными для ведения торговли.., можно предполагать, что торговля способствовала их развитию. С образованием больших зимних поселений можно связать также возникновение систем ловчих ям на диких северных оленей. Они отражают развитое сотрудничество в рамках крупных человеческих коллективов. В какой мере на их возникновение повлия­ ло стремление к более эффективной добыче пищи, а в какой мере они связаны с расширением торговли пушниной (через Норвегию) —трудно ответить с уверен­ ностью. .. .Торговые связи приобрели более постоянный характер: определенный саам­ ский коллектив входил в круг деятельности определенного торгового предприни­ мателя. Постепенно из этих стабильных отношений торговых партнеров... вырос­ ла так называемая лопарская система налогообложения, которая, по всей веро­ ятности, возникла из традиции дарения во время торговой сделки подарков сверх эквивалента. Несмотря на то, что позже „лопарская система" приобрела официаль­ ные государственные формы и с XVI века стала служить интересам регионального расширения государств, наряду с ней (и отчасти в связи с ней) продолжалась все более интенсивная торговля, основанная на свободном обмене. Начиная с 1553 г. она форсировала проникновение западных морских государств в прибрежные воды Ледовитого океана... Промыслы, связанные с кочевым образом жизни, зимний наст, создающий хо­ рошие возможности для передвижения, торговые интересы и, наконец, государ­ ственно-церковная администрация не оставляли ни одного района в стороне от культурных влияний... О развитии культуры саамского региона в средние века мы имеем лишь скуд­ ные общие данные; сведения становятся более точными в новое время, когда саамы попадают в круг регулярной государственной и церковной организации. Вероятно, уже в эпоху средневековья зарождается то внутреннее разобщение саамов на осо­ бые эколого-этнические группы, которые потом, в начале нового времени, вырази­ лось с полной ясностью. В средние века для всех саамов еще была характерна та форма культуры, кото­ рую впоследствии стали называть —независимо от места расселения —„культурой лесных саамов". Единственным или главным занятием в ней были охота и рыбо­ ловство. При этом заимствованное от южных соседей скотоводство, прежде всего овцеводство, .. .имело все большее значение... В средневековье основной хозяйственно-общественной единицей саамов стала сийда (siita —„деревня, погост"), это была группа людей, имевшая определенную территорию расселения и пользования угодьями. Границы сийды основывались на договоренности с соседними сийдами. Промысловые угодья и места для стойбищ на территории сийды распределялись по соглашению между семьями (точнее, сов­ местно живущими и питающимися группами людей). Позже промысловые угодья каждого рода закрепились за ним, но это не озна­ чало частного землевладения. Договора заключались в общей деревне, где все члены сийды жили определенную часть года; остальное время они жили семьями в своих промысловых угодьях. В общем поселении, которое часто было зимней деревней, договаривались о коллективных мероприятиях: постройке крупных со­ оружений для рыбной ловли (заколы на лосося) или охоты (загоны и ловчие ямы для оленя) и т. п. Применение ловчих ям для охоты на дикого оленя привело в начале нового времени к значительному истреблению его, что вызывалось растущим спросом на шкуры. Позднее применение огнестрельного оружия еще более усилило истребле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz