Мацак, В. А. Трифоно-Печенгский монастырь : обзор книжного собрания библиотеки // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 49-54 ; № 4. - С. 50-55 : фот.

Трифоно-Печенгский монастырь. Обзор книжного собрания библиотеки Мацак (Сокурова) Вероника Александровна — директор Печенгского историко-краеведческого музея (пос. Никель), автор монографии «ПЕЧЕНГА. Опыт краеведческой энциклопедии». В течение шестнадцати лет автор статьи изучаламатериалы по истории Печенгской обители, работая в отечественных и зарубежных архивах и книго­ хранилищах. В частности, изучен архив Трифонов Печенгского монастыря в фондах Главного Церковного управления Финляндии (для чего необходимо было выучить финский язык). Копии документов архива, ныне находящиеся в России, могут представлять интерес как для исследователей истории монастыря, так и для всех, кто изучает историю и культуру края, развитие системы об­ разования на Кольском Севере. Данная статья представляет собой аналитический обзор не сохранив­ шегося книжного собрания библиотеки Трифоно-Печенгского монастыря по инвентарным Описям 1888 и 1896 г.г., хранящимся в архиве Церковного Управ­ ления Финляндии. Впервые описи становятся объектом исследования. Помимо этого в хронологическом порядке прослеживаются различные источники, содержащие сведения разных лет о книжном фонде Печенгской обители. К сожалению, мы не имеем информации о собрании книг в Свято-Троицком монастыре на Печенге ни в ранний период его существования, ни в более поздний — вплоть до второй половины XVII в. Однако не подлежит сомнению, что форми­ рование книжного фонда обители началось в первые же годы после её основания. До 1682 г. (за ис­ ключением короткого периода) северные монастыри входили в Новгородскую епархию и имели с ней тесные связи. С первой половины XVI в. епархия имела одно из самых богатых книжных собраний на Руси, и, вероятно, именно в её функции входило обеспечение вновь основанных обителей предметами церковного обихода и богослужебной лите­ ратурой. Наиболее ранние известные нам сведения о книжном фонде Печенгского монастыря относятся к 1658 г. и содержатся в списке с «ПереписнойросписиПеченгского монастыря что вКолскомостроге» от 17 августа 1658 года, которая, очевидно, была составлена в связи с припиской в 1658 году Печенг­ ского монастыря к Крестному монастырю. Архив Печенгской обители был перемещен на остров Кий и возвращен обратно только после 1686 г. В 1701 г. Печенгскиймонастырь былприписануже кХолмогорскому Архиерейскому дому, куда, возмож­ но, былаперевезенаибольшаячасть его архива. Есть основания предпо­ лагать, что вместе с архивом, в его составе, передавался и фондредкой рукописнойипервопечатнойкниги. Осудьбе архивапосле упразднения в 1764 г. Кольско-Печенгского мона­ стыря ничего не известно. Сохранившаяся опись 1888 г. книг библиотекиТрифоновПеченг- ского монастыря была составлена в первые годы его возобновления в конце XIX века при игумене Ни- кандре. Следующаясохранившаясяопись библиотеки (дополнительная) со­ ставлена в 1896 г. Будущий настоя­ тель монастыряиеромонахИонафан прибылнаПеченгув 1889г. Вступив в должность игумена, он предпри­ нял активные действия по вос­ созданию монастырского архива и пополнениюбиблиотечного фонда. Большую часть воссозданного им архива составляли копии списков с царских грамот, снятые в Соло­ вецком монастыре, вАрхангельске и в Москве. В период с 1891 по 1896 гг. в Верхнем монастыре был построен новый трехпрестольный Сретен­ ский храм с колокольней, ризницей и помещениемдля библиотеки, а за­ тем—здание монастырскойшколы, где формировалась своя библиоте­ ка, имелся читальный зал с фондом диапозитивов, комплектов картин и других наглядных пособий. По­ мимо потребностей монастыря в богослужебных книгах, в литера­ туре религиозно-философского, духовно-нравственного содержания была необходимость в пополнении фондабиблиотекиучебной, истори­ ческой и светской литературой, по­ собиями для обеспечения учебного процесса в церковно-приходских школах, которые содержались на средства монастыря. Очевидно, перепись книг би­ блиотеки в 1896 г. была связана с перемещением их в новое храни­ лище. В это время принято говорить о существовании двух библиотек в монастыре: собственно монастыр­ ской, куда входили поступающие разными путями книги, а также келейные собрания книг и так на­ зываемые «выморочные книги» (поступавшие в фонд библиотеки после смерти монаха). Вторая библиотека — школьная, для на­ родных чтений, главным образом из произведений великих русских писателей. Общий фонд обеих библио­ тек монастыря насчитывал более 2000 экз. Если трактовать понятие «книга» вширокомсмысле, с вклю­ чением таких родственных книге Под сенью Трифона | №3 2012 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz