Мацак, В. А. Трифоно-Печенгский монастырь : обзор книжного собрания библиотеки // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 49-54 ; № 4. - С. 50-55 : фот.

типов изданий, как журнал, газета, даже плакат (т. е. любой носитель информации), то в инвентарную опись следовало бы включать и количество всех подобных носи­ телей информации, в том числе наглядных пособий для учащихся церковноприходскихмонастырских школ. В монастырской библиотеке проводились чтения по 54 темам, а число относящихся книмкартинна­ считывало 749 экз. Отчасти все это приобреталось монастыремна свои средства, отчасти жертвовалось в пользу обители разными лицами. По отзывам гостей монастыря, у многихтрудников они виделикниги духовно-нравственного и истори­ ческого содержания, которые те брали для чтения в монастырской библиотеке. В случае учета этих источников библиотечный фонд монастыря фактически превышал указанную цифру в 2000 экз. В 1911 г. была составлена новая опись, в которую вошли все из­ менения, происшедшие в составе библиотечного фонда Печенгского монастыря за период с 1888 по 1911 гг. в годыигуменства архимандрита Ионафана. Следующий источник сведений о библиотеке —отчет инспектора- попечителя монастырей Финлян­ дии о результатах чрезвычайной проверки Печенгского монастыря, проведенной в период с 20.01.1941 по 04.02.1941 г. по предписанию Церковного управления. Проверку проводил инспектор монастырей о. Исаакий. Документ написан на финском языке. В первом разделе отчета, по­ священного Верхнему монастырю (Юля-Луостари), имеется подраз­ дел, характеризующий состояние библиотечного фонда. Дано сум­ марное описание, систематизиро­ ванное по названиям, в порядке значимости книг в монастыре, начиная с богословских книг. При­ водим фрагмент отчета. «1.4. Библиотека. Библиотека содержит в со­ вокупности около 1 772 томов, разделенных на две группы, одна из которых составляла список старый, а другая —новый, допол­ нительный; также были указаны книги, не внесенные в списки. Все вместе они составляли семь следующих отделов: 50 Под сенью Трифона | №3 2012 1. Богослужебные книги — 18 экз. 2. Библии иНовый Завет— 42 экз. 3. Богослужебные книги (из доп. списка) —159 экз. 4. Труды св. Отцов — 93 экз. 5. Исторические — 240 экз. 6. Проповеди и др. (наставле­ ния, назидания, дидактика) —293 экз. 7. Книги по общей истории и разнообразная светская литерату­ ра — 65 экз. Кроме того, религи­ озные церковные журналы, под­ писные издания и разрозненные тома— 262 экз.» На Руси всякое просвещение начиналось со Священного Пи­ сания. В школах читали Апостол, Часослов, Псалтырь. Псалтырь была самой популярной книгой для домашнего чтения. Широко было распространено и Еванге­ лие. Для церковных нужд издава­ ли сборник церковных служб — Служебную Минею, содержание которой было распределено по месяцам. «Полный круг» состав­ ляли 12 томов. В обязательный минимум богослужебных книг входили также: Триодь постная (служба Великого Поста), Триодь цветная (служба от Пасхи до не­ делиВсехСвятых); требники (тек­ стытаинств Крещения, Венчания, Исповеди и т. д., молитвословия на разные нужды); Служебники (тексты, произносимые священни­ ком и диаконом при совершении суточного круга богослужения); Октоихи (осмогласники—тексты недельного круга богослуже­ ний). Помимо них нужны были книги: Ирмологий (Ирмологион — сборник для певчих), Обиход (нотная книга), Акафистник (гим­ нографический сборник); а также предназначенный для домашней молитвы Канонник (утренние и вечерние молитвы, последование к причащению). Книги всех этих наимено­ ваний представлены в обеих описях (1888, 1896 г.), а также в описи 1658 г. Агиографическая литература распределялась по календарному принципу. Жития святых в краткой форме входили в состав так называемыхПрологов. Прологи— сборники (как прави­ ло, двухтомные) кратких Житий православных святых как грече­ ских, так и славянских, и особенно русских. ВходиливПрологитакже сказания, повести, поучения, рав­ номерно распределенные по всем 366 дням древнерусского года. По сути дела Прологи представляли собой прообраз энциклопеди­ ческих словарей типа «Кто есть кто», давая при этом читателям и элементарные исторические и географические сведения. Печат­ ные Прологи появились в России только в XVII в. Всего известно 8 изданий, все они выпущены мо­ сковским Печатным двором. Среди книг библиотеки Пе- ченгского монастыря значатся 2 Пролога рукописных в описи 1658 г. и 4 тома Пролога, вос­ ходящие к преподобномуТрифону Печенгскому, внесенные в опись 1888 года (№ п/п 13,14,15,16 1-го отдела), писанные полууставом в XIV или XV в. Представлены в описях и от­ дельные описания жизни святых, не включенные в Прологи, но ши­ роко распространенные: рассказы об Иоанне Златоусте (и его произ­ ведения), оНиколае Чудотворце и других. Источники комплектования книжных фондов монастырских библиотек были типичными для всех обителей: 1) переписка книг своей оби­ тели, книг частных лиц и других монастырей; 2) вклады и пожертвования представителей духовенства и монахов, состоятельных людей, имевших частные собрания книг (князей, бояр, торговцев и др. дарителей); 3) переписка, перевод и привоз книг из-за границы. (См. записи в описи о вкладчиках, дарителях и «повелителях»). Нередко по требованию царей и высшегодуховенствабиблиотеч­ ные книги передавались из одного монастыря в другой. Иногда в по­ рядке обмена книги пересылались для чтения и переписки из одной библиотеки в другую по догово­ ренности. Обменный фонд имелся в каждой библиотеке. Один из примеров: отправляясь в 1886 г. на возобновление Печенгской оби­ тели, соловецкие монахи помимо прочих грузов привезли с собой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz