Кузнецова, В. Е. Поморье Маслова и Личутина : (по рассказам В. С. Маслова "Свадьба" и повести В. В. Личутина "Обработно - время свадеб") // V Масловские чтения, [Мурманск, 14-16 декабря 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2007. - С. 53-58.

В.Е. Кузнецова ПОМОРЬЕ МАСЛОВА И ЛИЧУТИНА (По рассказам B.C. Маслова «Свадьба» и повести В.В. Личутина «Обработно - время свадеб») Поморье сформировало Виталия Семеновича Маслова и Владимира Владимировича Личутина как писателей. Внутреннее озарение, пришедшее им на малой родине, пробудило в них писателя. Обоих по-настоящему взволновала судьба заброшенных северных деревень, а вместе с тем - беспамятство людей, равнодушие к своим корням, к памяти предков. «Родовая память» брала верх в чувствах. Владимир Личутин о «родовой памяти» сказал так: «Родовую память я розумею как проверенный духовный порядок жизни, как дух совместного существования, который пере­ дается от человека к человеку. Родовая память - это... духовная память» [1, с. 139]. А вот слова Виталия Маслова: «Думайте о Родине, любите ее, рабо­ тайте для нее, не только большой, но и для малой!.. Без Родины нет в человеке главного. Нельзя быть врагом на земле, на которой живешь. Отомстит! Думай­ те о Родине как хозяева! Бойтесь не поднять свой голос, когда дело идет о пользе Родины. Храните Родину!» Проблема нравственности нового поколения волновала обоих писателей. «Душу человечью какую отправим в будущее, в котором обличье? Каменном, железном, пластмассовом или живом, болючем?» - допрашивает старый сле­ пой мудрец Феофан председателя колхоза Радюшина. Этот вопрос мучает В. Личутина не только в двух смежных повестях «Обработно - время свадеб» и «Последний колдун», но и во всем его творчестве. Да и в творчестве Виталия Маслова этот вопрос болевой. И размышления о нем и в двух смежных расска­ зах писателя - «Свадьба» и «Синяки Митьки Футштока», и во всем творчестве Маслова. Любопытный прием используют оба писателя: действие из одной повести Личутина переходит в другую. «Свадьба разгоралась» - так закончена повесть «Обработно - время свадеб», «Свадьба догорала» - начинается «По­ следний колдун», и действие продолжается. Такой прием первым использовал В. Маслов в своих рассказах еще в 1971 г. Повести Личутина в 1973 г. по­ строены были по такому же смежному принципу. И другая проблема роднит писателей: проблема русской речи как духов­ ного наследия. И здесь северное поморье, с его богатейшей россыпью диалек­ тов, близостью к истинно русским истокам родного языка, стало счастливой колыбелью обоим писателям: и Маслову, и Личутину. Рассказ «Свадьба» Виталий Семенович написал в 1971 г. Владимир Вла­ димирович Личутин написал повесть «Обработно - время свадеб» в 1973 г. Но не столько свадебный обряд Поморья и фольклорные традиции Севера интере­ суют авторов, сколько болевые проблемы выживания нашего времени; соци­ альные, трагические проблемы подняты каждым писателем по-своему. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz