Кузнецова, В. Е. Поморье Маслова и Личутина : (по рассказам В. С. Маслова "Свадьба" и повести В. В. Личутина "Обработно - время свадеб") // V Масловские чтения, [Мурманск, 14-16 декабря 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2007. - С. 53-58.

В центре рассказа Маслова «не свадебное веселие, а споры вокруг во­ просов: кем уготована трагическая судьба Крутой Дресвы, возможно ли ее возрождение, каков его путь?» [2, с. 90]. «Обработно - время свадеб» - вот повесть, где никаким порывам нет места, кроме любовных; жизнь вроде бы течет широко, полна сил, но свадьба, кажется, единственное событие, которое она хочет и может себе позволить. «Высокие материи» ее иногда занимают, но они обременительны и скучны; если спросить, как дальше жить, сразу головы в скатерть»; работа не захваты­ вает души, и ум от нее свободен; сообщается, что «от чаю животы начало пу­ чить», а «водка пролилась в горло и, чавкнув в животе, улеглась, и это харак­ теризует не только авторский стиль, но и содержание избранной и воспроиз­ водимой жизни», - замечает критик Игорь Дедков о повести Владимира Личу- тина [3, с. 601]. В повествовании Виталия Маслова трагедия умирания помор­ ских сел зазвучала сразу, с первых строк. Один из крутодресвянцев - Иван Во­ ронин - решил свадьбу сыграть в родном селе и созвать в покинутую деревню своих земляков. Едет один из них и по берегам видит деревни, разоренные, покинутые, нежилые... И разговаривает сам с собою Евгений Степанович, сравнивает, какими были эти деревни раньше. Да и за свадебным столом раз­ горелись горячие споры, зародились великие прожекты, как деревню возро­ дить.. . кто виноват, что деревни умирают... А ведь то, что случилось с поморскими селами, сделано было по приказу свыше. Деревни были заложниками партократии. Не люди, живущие в дерев­ нях и селах, решали, как им жить и что им делать, не колхозники решали свою судьбу, а райкомы партии. В рассказе Виталия Маслова звучит критика этой порочной линии партии, порочной практики власти. Вот почему в разгар свадьбы в лицо Марии Павловской земляки бросили горькие укоряющие сло­ ва: «Не стыдно тебе людям в глаза смотреть после всего, что натворила?». Ма­ рия Павловская опешила. Она считала Крутую Дресву родной, так как вся ее жизнь здесь прошла. Да, все директивы, пришедшие сверху, она ретиво испол­ няла, потому что была уверена в их правильности, в правильности линии пар­ тии и правительства. Услышав горькие слова, Павловская словно прозрела мгновенно: она была бездумной исполнительницей. Придя в свою бывшую комнату в опустевшем доме, Мария, еще раз горько окинув взором свою « дея­ тельность» в Крутой Дресве, пишет прощальное письмо землякам и, увидев болтающийся белый электрический провод, сводит счеты с жизнью. Но причины наших бед автор видит не только в партийном руководстве, но и в самом человеке, в утрате многих ценностей нравственных, в самой жи­ тейской практике. Ведь трехдневные разговоры на свадьбе о возрождении се­ ла, те проекты и планы, которые горячо обсуждались, остались разговорами, и только. Гости разъехались... Но и эта реалистическая картина умирающих поморских сел, рассматри­ ваемая столь критично Виталием Масловым, властями была принята болез­ ненно, ведь правда глаза колет. Наверное, поэтому книга «Крутая Дресва», подготовленная к печати (и уже набранная) в областном издательстве, была 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz