Колычев, Н. Роман о Феодорите Кольском // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2008. – № 8. – С. 30-40.

Нынче вовсе плох стал отец Макарий, не встает почти. Но помощи ни от монастыря, ни от богомольцев, посещающих изредка его, никакой не приемлет. Игумен ему уже не раз предлагал взять ученика, чтобы тот заботился о нём, но Макарий всегда оставался непреклонен, ценя своё аб­ солютное уединение превыше всех земных благ. Раньше, бывало, он наведывался в монастырь много чаще. Стоило чему-нибудь особенному случиться, глядишь - тут тебе и отец Макарий. Выходит из лесу, опираясь на свою замысловато изогнутую неказистую клюку из соснового корневища. Исайя вспомнил последнюю большую беду соловецкую, когда пого­ рела монастырская трапеза, да со всем монастырским запасом. И съест­ ное, и церковные вещи: иконы, сосуды, ризы, книги служебные - всё огонь пожрал. Как службу служить? Чем кормиться? Уже и братия сетовать начала: терпеть ли на месте сём или разойтись - где кому любо: по иным монастырям, пустыням да селениям... Казалось бы - вот и конец монастырю пришёл. Тут и явился из своей пустыни ста­ рец Макарий. Вся братия, понятно, к нему: «Подскажи, честный отче, научи, как нам быть!». А он, словно и не скорбя ничуть, улыбается: «Се, - речёт, - Господь любит нас, учит, потому по нашим грехам и попущает. Не скорбите, по­ терпите с благодарением, возложите упование на Бога и на Пречистую Богородицу и на начальников монастыря Соловецкого, отец наших Зо- симы и Савватия молитвы». Братия от слов Макария взбодрилась. По­ скольку всё, что он когда-либо предрекал, сбывалось непременно. Правда, предрекал он редко, и говорил при этом весьма туманно... Исайя тогда бросился за уходящим отшельником вслед: «Что слова сии значат, старче? Откуда нам помощи-спасения ждать? С Москвы ли, с Новаграда? Или, может, чудо явлено будет?..». «Близко...», - ответил ему тогда Макарий и спорым шагом удалился в лес, восвояси. А Исайя всё недоумевал, всё ломал голову: откуда - близко? Москва не близка. Из Новгорода? Или впрямь чуда ждать? Братия же, посоветовавшись промеж собой, во все концы посланни­ ков разрядила: и к великому князю, и к владыке Новгородскому, и ко всем православным христианам на запрос. А льду много ещё ходило по морю. Никак иноки к матёрой земле пробиться не могли. Вернулись вспять, на остров Соловецкий, взяли в провожатые опытного мореходца, брата Сав­ ватия. Вновь пошли. А лёд плотно по морю идёт. К ночи пристали к не­ коей луде. Да уставши, не послушали Савватия, побросали и судно, и дрова как попало. К утру всё водой унесло. Но молитвами ко святым отцам нашим, море и унесённое вернуло, и путь до матёрой земли в каше ледяной проторило. Как пристали к берегу, разошлись каждый в свою сторону. Савватий же пошёл к Шуе. Миновав тридцать верст, устал, присел отдохнуть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz