Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

41 А.Н. КОХИЧКО НЕСКОЛЬКО СЛОВ в ЗАШИТУ СМЕРТИ А что такое смерть? Такое ль это зло, Как всем нам кажется? Быть может, умирая, В последний горький час, дошедшему до края, Как в первый час пути - совсем не тяжело? П. Ронсар В каждом из нас есть великая тайна - тайна жизни. Но все ли мы знаем о бы ­ тии? И если появлению на свет предше­ ствует зарождение, то логично предположить, что свое продолжение есть и у смерти. Умирая, мы пе­ реступаем порог индивидуального существования в мироздании и выходим за пределы жизни, не дос­ тупной для постижения. Процесс этот перехода к новым формам бытия, к новому циклу в цепи субъ­ ективного развития, быть может, безграничен. Как бы ни хотелось, но, как писал О. Хайям, «заглянуть за опущенный занавес тьмы неспособны бессильные наши умы. В тот момент, когда с глаз упадет завеса, в прах бесплотный, в ничто превращаемся мы ...» . Так или иначе, смерть, какой бы она не была, волнует всех и всегда. В мифах (от греч. |iO0oq - «речь», «слово», «толки», «слух», «весть», «рас­ сказ», «сказка») о происхождении смерти, несмотря на все их разнообразие, мотивами генезиса обратной стороны жизни чаще других выступали следующие. 1. «Ложная весть». Бог некогда предполагал даровать людям бессмертие, но это доброе намере­ ние не увенчалось успехом по вине вестника, кото­ рому создатель поручил передать людям благую весть. Так, например, посланниками Бога (Луны) в свое время были: - заяц (племя намакуа (нам, готтентоты), буш­ мены /Южная Африка/); - собака (племя нанди /Восточная Африка/); - насекомое (племя намакуа (нам, готтентоты) /Южная Африка/); - черепаха (племя тати (масарва) /Восточная Тропическая Африка/); - коза (негры Золотого Берега); - овца (племя ашанти /Западная Африка/); - ящерица, хамелеон (бечуаны /Южная Афри­ ка/, ва-сена (васанье), зулусы (зулу, амазулу) /Восточная и Южная Африка/, баронга (ронга), ба- суто /Ю го-Восточная и Южная Африка/, нгони (ан- гони, мазиту, магвангара) /Ю го-Восточная и Цен­ тральная Африка/). Принесли людям ложную весть: - заяц (племя намакуа (нам, готтентоты) /Южная Африка/); - овца (негры Золотого Берега); - коза (племя ашанти /Западная Африка/); - птица holawaka черного или темно-синего цвета с хохолком на голове и одним белым пятном на каждом крыле, «божья овечка» (племя галла /Северо-Восточная Африка/); - То-Корвуву, злой брат доброго духа То- Комбинана (меланезийцы /полуостров Газель на Новой Британии/); - вестник Нгок-Хоанга (Аннам /С еверный и Центральный Вьетнам/). Собаку, посланницу людей к Богу с поручени­ ем сообщить ему, что они хотели бы после смерти снова вернуться к жизни, с ложной вестью опереди­ ла лягушка, которой никто не давал подобного по­ ручения - это была с ее стороны лишь дерзость и назойливость (Того/Западная Африка/) [18. С.34-41, 46-47J. 2. «Объяснение от противного». Люди неко­ гда обладали даром бессмертия (умирали, но вновь возрождались), но лишились его: - из-за глупости одной старой женщины (ме­ ланезийские племена островов Банкс и Новые Геб­ риды, папуасское племя каи в северо-восточной час­ ти Новой Гвинеи, племя токулави в центральной части острова Целебес (Сулавеси) /остров в М алай­ ском архипелаге, принадлежащий Индонезии/, пле­ мя мантра /М алайский полуостров/), туземцы Шортлендских островов /в составе Соломоновых островов/, туземцы островов Адмиралтейства); - некоего злого гения (туземцы Каролинских островов, племя вотьобалук /Ю го-Восточная Авст­ ралия/); - жестокого человека из другого тотем а (пле­ мена унматчера и кайтиш /Центральная Австралия/); - злобной ящерицы (племя банар в Восточной Кохинхине /Южный Вьетнам/) [18. С.42-46]. 3. Случайность, недоразумение: - после сотворения мира небожитель спустил­ ся на землю , чтобы довершить творение. Ему пола­ галось поститься, но, испытывая муки голода, он съел несколько бананов, и выбор именно этой пищи оказался роковым: если бы создатель стал есть кра­ бов, то люди бы меняли свою кожу, подобно кра­ бам, и восстанавливали свою молодость (туземцы острова Ниас /к западу от острова Суматра/); - во время обсуждения богами участи человека разразился сильный ливень; совещание было пре­ рвано, и, спеша укрыться от дождя, боги приняли единогласно предложение бога Пальси о смертности рода людского (туземцы островов Самоа); - победы в споре одного божества над другим, Крысы над Луной (туземцы островов Фиджи) [18. С.42-45]. 4. Непрочность материала (глина, прутья, трава), из которого сделан человек (индейцы Аме­ рики).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz