Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

42 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ 5. Возвращение в прародину (индейцы пуэб­ ло). 6. Необходимость, недопустимость перенасе­ ления земли, попытка сделать жизнь более привле­ кательной и разнообразной (индейцы Америки, племя мантра /Малайский полуостров/, племя банар в Восточной Кохинхине /Южный Вьетнам/) [8. Т. 2, с.457; 18. С .44 ,46 ]. 7. Наказание. Смерть рассматривается как ка­ ра за проступок, ошибку, неповиновение: - спор с Луной (бушмены /Южная Африка/); - отсутствие должного рвения перед богом (племя упото /Конго/); - злость, попытку убить создателя (араваки /Британская Гвинея/); - сомнений, насмешки над всевышним (племя таманако /бассейн реки Ориноко/); - неверие в благую весть (бушмены /Южная Африка/); - оскорбление чувств вестника (собаки), при­ несшего весть о бессмертии рода людского (племя нанди /Восточная Африка/) [18. С .34-42]. Рассказ о грехопадении А дама и Евы, вкусив­ ших с древа познания добра и зла, описано Моисеем в книге Бытия [гл. 3]. Все участники нарушения за­ поведи Божией - Диавол, Адам и Ева - за преступ­ ление получили наказание: прародители были из­ гнаны из Рая, но последствия греха не ограничились для них только этим. Природа прародителей утрати­ ла многие достоинства как в физическом, так и в ду ­ ховном отношении. Кроме того, первородный грех отразился и на всех их потомках вследствие преем­ ственного принятия от них не только естества, но вместе с ним и греховной порчи [19. Т. 1, с.433]: Грешники, да божьи. Адам плотию наделил, Ева - грехом. Ева прельстила древом, простонала чревом; Ацам грех сотворил - рай затворил. Рожденные во плоти причастны греху. Невольный грехживег на всех [3. Т. 1, с. 162]. Центральное место в этом рассказе, по мнению Д.Д. Фрэзера [18], занимает древо познания добра и зла, вокруг которого группируются мужчина, ж ен ­ щина и говорящий змей. Но рядом с первым дере­ вом, стоящим посреди сада, мы видим и ещ е одно - древо жизни, доставляющ ее бессмертие всякому, вкусившему от него плодов. По-видимому, в исто­ рию о двух деревьях вкралось позднейшее искаже­ ние, и в первоначальной версии древо жизни играло не столь пассивную и декоративную роль. Суть рассказа о грехопадении прародителей заключается в попытке объяснить смертную приро­ ду человека, показать, откуда явилась см ерть на земле. На основании сличения различных версий, существующих среди многих народов, первона­ чальное повествование о грехопадении человека представляется приблизительно в следующем виде: «Благожелательный создатель, вылепив из глины первых мужчину и женщину и одарив их жизнью простым дуновением в рот и в нос, помес­ тил счастливую чету в земном рае, где свободные от забот и труда, они могли питаться вкусными плода­ ми восхитительного сада, и где звери и птицы без­ боязненно резвились вокруг них. В виде проявления своей высшей милости бог хотел наградить наших прародителей великим даром бессмертия, но решил при этом сделать их самих вершителями своей судьбы и предоставить на их собственное усмотре­ ние - принять либо отвергнуть предложенный дар. Для этой цели он посадил в середине сада два чу­ десных дерева, на которых росли плоды двух со ­ вершенно различных сортов: плоды одного дерева приносили смерть вкусившему от них, плоды друго­ го - вечную жизнь. После этого он послал змея к мужчине и женщине, поручив передать им следую ­ щую весть: «Не ешьте ничего от древа смерти, ибо в тот самый день, когда вы станете есть от него, вы непременно умрете: но ешьте о т древа жизни - и вы будете жить вечно». Но змей был самым хитрым животным на земле и по дороге решил извратить слова послания. И вот когда он пришел в Эдем и за­ стал женщину одинокой, то сказал ей: «Бог так по­ велел: не ешьте ничего от древа жизни, ибо в тот самый день, когда вы стане есть от него, вы непре­ менно умрете: но ешьте от древа смерти - и вы бу­ дете жить вечно» < ...> ж енщина поверила ему, ста­ ла сама есть роковые плоды и дала их есть мужу своему. Но коварный змей сам ел от древа жизни. Вот почему с тех пор люди остаются смертными, а змеи - бессмертными: змеи меняют ежегодно свою шкуру и потому остаются молодыми. Если бы змей не извратил слова пославшего его и не обманул на­ шу праматерь, то вместо змея мы сами были бы бес­ смертны , потому что сами стали бы, как змеи, еж е­ годно менять нашу кожу и до сих пор наслаждались бы вечной молодостью» [18. С .29-34]. Именно такова или приблизительно такова бы ­ ла первоначальная форма легенды , что подтвержда­ ется сравнением преданий «о ложной вести» (см. выше) и «сбрасываемой коже». Так, например, у ря­ да народов мотивами смерти выступали существа, линяющие, меняющие свою кожу (панцирь, перья) и благодаря этому возвращ ающие потерянную моло­ дость: - змея (семиты , племена вафипа и вабенде /Восточная Африка/, дусуны /северная часть острова Борнео/, туземцы острова Вуатом, араваки /Британская Гвиана/, племя таманако /бассейн реки Ориноко/), туземцы острова Ниас /к западу от ост­ рова Суматра/); - игуана (туземцы острова Вуатом); - ящерица (туземцы острова Вуатом, араваки /Британская Гвиана/);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz