Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Остался в памяти потомков и другой ненец - Семен Яхтусов (о нем писал в своей книге «В краю летучего камня» В.В. Чарнолуский, хотя, на­ верное, правильнее - Явтусов). В двадцатые годы Революция 1917 г. почти не изменила жизнь кольских ненцев. Как кочевали они по тундре с ранней весны и до поздней осени вместе со ста­ дами богатых коми, так продолжалось и в годы советского нэпа. По данным В.В. Чарнолуского, даже в 1927 г. число оленей у ненцев не превышало 1300-1400 голов. И это тогда, когда самостоятельные коми- оленеводы имели по 3—4 тыс. оленей каждый, т.е. при Советской власти большинство ненцев продолжали оставаться батраками-пастухами. Но политическая свобода, защита от безжалостной эксплуатации все же сказывались на жизни кольских ненцев. По переписи 1926 г., они про­ живали во многих пунктах Русской Лапландии: в Ловозере их было 63 ду­ ши, в Краснощелье- 17, в Ивановке-16, в Поное - 8, в Макаровке- 6, в Со- сновкеи Каневке-по 4 человека и, наконец, 3 ненца жили в пос. Оксино. Руководитель Лопарской экспедиции 1927 г. профессор Д.А. Золота­ рев в отчете так описывал демографическую ситуацию в Ловозере: «Из 745 жителей приходится на долю лопарей третья часть, в то вре­ мя как больше половины ижемцев-зырян, а кроме того, около 60 человек самоедов и 30 человек русских». И еще два факта можно добавить. Во-первых, по переписи населения 1926 г. ненцы составляли пол­ процента от числа жителей Мурманской губернии (сейчас они не состав­ ляют и сотой доли процента). Во-вторых, ненцы были относительно грамотны: если среди лопарей грамотных было 12,5%, то среди ненцев - 29%. В годы коллективизации Сейчас мы спорим: «Нужна ли была в России коллективизация сель­ ского хозяйства?» Но при этом забываем, какой была тогда русская дерев­ ня - технически отсталой, забитой и часто голодной. А лозунги революции («свобода, справедливость, равенство») привлекали бедняков и на Крайнем Севере. А потому батраки-ненцы в принципе не возражали против олене­ водческих колхозов. Уже в 1930 г. 9 ненецких хозяйств Ловозера вступили в колхоз «Тундра». Их вожаком, признанным лидером, был клан Хатанзеев - луч­ ших пастухов той поры. Откликнулась на призыв вступать в комсомол ненецкая молодежь - 5 ненцев написали заявление о вступлении в ВЛКСМ. Если учесть, что до 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz