Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Ненцы на Мурмане Ненцы, или как их раньше (до 1930 г.) называли - самоеды, являются самой маленькой этнической группой населения Мурманской области, свя­ занной с исконно северными промыслами - охотой, рыболовством, олене­ водством. Наши мурманские ненцы являются частичкой («сколком») того ко­ ренного народа, что проживает в Ненецком автономном округе Тюменской области и Таймырском (Долгано-Ненецком) округе Красноярского края. Всего ненцев в России, разбросанных от Кольского полуострова до устья Енисея, в конце 80-х гг. XX в. насчитывалось около 35 тыс. Из них в нашей области постоянно жили всего 176 ненцев. Но, несмотря на малочисленность, мурманские ненцы внесли свой вклад в освоение Кольского полуострова, они довольно уверенно чувствуют себя в своей нише жизненного пространства. Поэтому и хочется рассказать читателям об этой этнической группе (вслед за очерками о саамах и коми). Откуда пришли ненцы? Первые самоеды появились на Кольском полуострове вместе с коми- ижемцами в конце 80-х гг. XIX в. Их было совсем немного, и они служили у богатых оленеводов пастухами. Через 10 лет после переселения на Мурмане числилось 35 колвин- ских ненцев (колвинские - от реки Колвы, северного притока Печоры, где они жили раньше. Там их часто называли «коми-ненцы», ибо они говорили на коми языке). Миграция ненцев с востока на Кольский полуостров продолжалась, хотя и медленно, и в последующие десятилетия. При этом у нее было две особенности: первая —среди новых мигрантов были не только бедняки- пастухи, но и самостоятельные хозяева небольших оленьих стад; вторая - они селились везде, где их принимало местное население. А привечали ненцев лучше, чем коми, ибо в их характере была неплохая черта - спо­ койно наблюдать со стороны, «не встревать», пока тебя не попросят выска­ зать свое мнение. К тому же именно ненцы, а не коми, как часто утвержда­ ется, дали тундре малицу, совик, пимы, свой тип нарт. Ненцы, прекрасно знавшие тундру и оленей, традиции оленеводства и рыболовства, трудолюбивые и молчаливые, хорошо ладили с местным населением - лопарями и поморами. И не случайно имена некоторых нен­ цев остались в нашей топонимике. Так, ручей, протекавший через Керозсро и Максимово озеро и впа­ давший в реку Восточная Лица, до сих пор называется Кугулшор - по име­ ни пастуха-ненца (Кутул - его прозвище). 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz