Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

ное мнение ихтиологов В статье Л. Ф. Лысенко и Е. Г. Берестовского «Лососи реки Варзуга» (1999 г.). по этому поводу сказано: «Обмеление реки привело к тому, что она практически перестала быть судоходной даже для маломерных лодок, а образующиеся обширные мелководья стали ловушкой на пути ми­ грирующей рыбы. Так, жители с. Кузомень не раз находили в таких ловушках по 20-30 экз. погибших рыб, причем как поздней осенью, так и весной после ледохода. Ведь песок, попадающий в жабры семги на отмели, приводит к ее гибели». Если на реке это явление менее заметно и, по мнению некоторых, в какой-то мере даже спорно, то на морском берегу погибшую «шуговую» рыбу местные жители почти ежегодно находят поздно осенью в основном на мелководных участках: кристаллы льда забивают жабры семги настолько, что она уже не способна дышать и погибает. Крутые песчаные склоны по правому берегу реки чрезвычайно неустойчи­ вы и постепенно разрушаются ледоходом и половодьями. Береговая линия на излучине меняет свое очертание и многие предполагают, что река уже в ближайшее время найдет здесь более короткий путь к морю, оставив село Кузомень на острове. ЗАНЕСЕННЫЕ ПЕСКАМИ К селу Кузомень летом можно подъехать лишь на вездеходной машине. Не­ редко даже трехосный, тяжелый ЗИЛ в полном смысле зарывается в песок, и тогда поможет только трактор. Водители ищут более легкие пути и создают все новые дороги, разрушая и без того непрочный слой песка вместе с еди­ ничными стеблями растений. Все это только способствует усилению ветро­ вой эрозии. Несколько десятков лет в Кузомени действовал аэропорт, принимавший са­ молеты АН-2 зимой и летом. Летное поле было устроено на песчаном грунте и постоянно разбивалось самолетами. Нередко аэродром закрывали и вы­ равнивали площадку с помощью тракторов. Из всего самолетного парка нашей страны, да и, пожалуй, мировой воздуш­ ной техники, лишь один выносливый трудяга АН-2 был как-то способен са­ диться и взлетать с этой площадки, которую лишь условно можно было на­ звать аэродромом. Но не всегда это обходилось благополучно для техники. Были случаи, когда машина буквально врезалась пропеллером в песок. К счастью, все обходилось благополучно для жизни пассажиров и пилотов, и полеты через некоторое время возобновлялись. Были различные проекты создания нормальной взлетно-посадочной поло­ сы, но из-за отсутствия средств и отдаленности объекта работы не проводи­ лись. Последний проект предусматривал залужение полосы, а его стоимость составляла 194 тыс. руб. в ценах 1984 года. Но этой идее также не суждено было сбыться. Самолеты сейчас уже давно не летают, и не только в Кузомень,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz