Касиян А. С. Охрана российских территориальных вод от «норвежских хищников» на примере деятельности морского транспорта «Бакан», 1902–1914 гг. // Вестник Поморского Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007. - Вып. 9. - С. 4–9.
УДК 94 (47) КАСИЯН Анастасия Симионовна, аспирант кафедры всеобщей истории Петрозаводского госу дарственного университета ОХРАНА РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД ОТ «НОРВЕЖСКИХ ХИЩНИКОВ» (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА «БАКАН», 1902-1914 гг.) В статье рассматривается деятельность рыбоохранного военного судна «Бакан» в период 1902 —1914 гг. Попыт ки введения регулярного патрулирования русских территориальных вод с целью их охраны от незаконного иност ранного (прежде всего норвежского) промысла имели место в 1870-х - 1880-х гг. С ростом военно-стратегического интереса царского правительства к Северу России на фоне напряженной международно-политической ситуации и усиления прессинга общественного мнения на рубеже XIX -XX вв. возникла необходимость обозначить постоян ное российское присутствие в регионе. Русские северные воды, охрана промыслов, норвежские браконьеры, инструкция командиру «Бакана» На фоне роста интереса царского правитель ства к Русскому Северу, его экономическому потенциалу, а с конца XIX века и военно-стра- тегическому положению региона в контексте угрозы англо-германского столкновения, про мысловая деятельность норвежцев на морской границе с Россией внушала все большее бес покойство. Тема «вторжения норвежцев в преде лы нашего территориального моря1 и вреде, приносимом ими русским рыбопромышленни кам», занимала передовицы местной и централь ной прессы, начиная с середины 1870-х годов. В начале 1880-х гг. впервые было введено регулярное сезонное патрулирования мурманс ких территориальных вод военными шхунами («Полярная Звезда», «Бакан», «Наездник», «Ве стник», «Джигит» и «Самоед»), В конце 1880-х - начале 1890-х гг. функции охраны промыслов выполнял малоприспособленный для этих целей гражданский пароход «Мурман»2. Нечеткость инструкций командирам судов и неопределен ность границы территориальных вод усложняли задачу борьбы с иностранными рыбопромыш ленниками и порой превращали крейсерство в демонстрацию правительственной заботы об интересах Севера России. С 1897 по 1914 гг. патрулирование мурман ских берегов бессменно осуществлял военный транспорт «Бакан»3. Командиры судна, с уче том прошлых ошибок, снабжались подробной инструкцией, где обозначались цель и задачи плавания, определялись границы территориаль ных вод, поведение командира и экипажа судна при встрече с иностранными судами (правила
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz