Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

декабре в составе каравана QP-4 вышел из Молотовска (ныне Севе­ родвинск) в Шотландию. В апреле, когда караван возвращался в Союз, англичане завели его в Гренладском море в паковый лед. «Сухона» тогда сильно пост­ радала: обломались лопасти винта, пароход получил пробоину в районе второго трюма по левому борту. К счастью, дыру заделали, а «Сухону» взял на буксир пароход «Аркос», капитаном которого был Михаил Морозов. О находчивости и профессионализме этого чело­ века можно судить по одному случаю из его послевоенной морской практики. «Когда на пароходе “ Верхоянск” в египетском порту с грузового крана на судно попала электрическая искра, — рассказывает в своем письме Федор Рожин, — загорелся хлопок. Тушить тогда его не уме­ ли. Чтобы не потерять груз и судно, капитан принял решение взор­ вать борт и затопить пароход у причала. Работавшие на судне под­ рывники-фронтовики затем хлопок потушили, заделали пробоину, откачали воду. Одним словом, судно спасли. Но на такой поступок мог решиться, увы, не каждый капитан. Я горжусь тем, что под его командованием постигал опыт штурманского дела». Но вернемся к «Сухоне». На буксире она прибыла в Исландию, &• затем ее отбуксировали в Англию на ремонт. После чего — снова Исландия, где уже формировался караван на Союз. В сентябре 1942-го «Сухону» в составе конвоя PQ-18 в Гренландском море ата­ ковали торпедоносцы. До места назначения она так и не дошла. Кста­ ти, тогда Федор впервые испытал ледяную купель. 21 сентября на пассажирском теплоходе, куда пересадили всех спасшихся с «Сухоны», он прибыл в Архангельск, где получил на­ значение на пароход «Осмуссаар». На этом судне вместе с солдатами моряк сделал рейс на Новую Землю, а в конце ноября прибыл в Мур­ манск. Город тогда бомбили беспощадно, но пароход не пострадал. «Довелось мне побывать и в Америке, — пишет Федор Александ­ рович, — куда “Осмуссаар” 31 декабря 1942 года отправился с гру­ зом пиломатериалов. Шли в одиночку, капельным рейсом. Фашисты бомбили, но, к счастью, судно потопить им так и не удалось. Выгру­ зившись в Бруклине, направились в порт Балтимор на ремонт. После чего “Осмуссаар” взял курс на Владивосток, где я трудился на ма­ ломощных тихоходных судах до конца войны. А осенью 1945 года вместе со своим другом Серафимом Меньшениным, будущим капи­ таном нашего пароходства, приехал в Ленинград. Меньшенин по­ пал на судно, портом приписки которого был город Мурманск, а я 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz