Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Одна из них разорвалась в районе второго грузового трюма по правому борту. Взрывом исковеркало массивные стальные бимсы и прорвало паровой лебедочный трубопровод. Осколками бомбы был пробит корпус судна внутри трюма ниже ва­ терлинии. Пробоину заделали. Вторая бомба попала в спасательный вельбот правого борта, находившийся метрах в десяти от ходовой рубки. На правом крыле мостика во время налета стояли капитан судна Б. Хирхасов, третий штурман М. Чернышов, диспетчер пароходства Шлаен (имени не помню) и главный инженер А. А. Овсянников. Он поднялся на борт, чтобы уточнить объем предстоящего ремонта. За несколько мгновений до взрыва диспетчер успел заскочить в бронированную ходовую рубку. А. Овсянников тоже бросился туда, но разрыв бомбы застал его в проходе к рубке. Несколько осколков серьезно ранили инженера, а взрывная волна с силой бросила его внутрь рубки. Падая, Овсянников ударился головой о колонку машинного телеграфа и вскоре скон­ чался. Так трагически оборвалась его жизнь. Отдавая дань памяти человеку, погибшему во имя победы, Мур­ манское морское пароходство в 1996 году восстановило разрушав­ шееся надгробие на могиле А. А. Овсянникова. П. В. ФЕДОРОВ Конвойщик Федор Рожин К огда студент судоводительского отделения Архангельского мор­ ского техникума Федор Рожин проходил практику на буксир­ ном пароходе «Спасательный», на котором состоялся его первый выход в море, шел 1940 год. Моряки буксировали лес, плоты из Ар­ хангельска в Поной, Иокангу, Беломорск, Соловки, Онегу. Только после войны юноша понял важность этих рейсов, особенно для строи­ тельства железной дороги, связавшей северную ветку с мурманской. Начало войны Федор встретил на пассажирском пароходе «Вят­ ка», который стоял в Мезени. В Архангельске из-за того, что Федору не было еще восемнадцати лет, его списали с судна. Когда «Вятку» переоборудовали под госпиталь, Федор получил назначение на па­ роход «Шексна», перевозивший войска в Кандалакшу, а на обрат­ ном пути доставлявший в Архангельск эвакуированных женщин и детей. Осенью перевозки закончились, и «Шексна» стала готовиться в арктический рейс. Но и в этот раз Федору не повезло: из-за воз­ можной зимовки в Арктике его вновь по малолетству сняли с судна. Но вскоре он получает назначение на пароход «Сухона», который в 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz