Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Вызвались пять добровольцев. После нескольких опасных попы­ ток «Жесткий» вплотную приблизился к «Тбилиси», и смельчаки пе­ ремахнули через кипящую бездну. Приняли буксир, закрепили, но спустя двадцать минут стальной трос оборвался, как нитка. Порвал­ ся он еще раз, и еще... Участник этого тяжелого похода Гавриил Ге­ расимович Поляков из экипажа «Живучего» вспоминал, что трос за­ водили десять раз, и все безрезультатно. С наступлением второй ночи (новогодней) спасательные работы прекратили. Транспорт в то время уже дрейфовал вдоль северного побережья острова Кильдин. Эсминец «Живучий» продолжал кру­ жить вокруг аварийного судна и «Жесткого», сбрасывал глубинные бомбы, отгонял противника. Лишь 1 января около 14 часов подо­ шедшие буксиры завели концы и начали буксировку в Териберку. Через четыре дня «Тбилиси» перетащили в Кольский залив, приту­ лили к обсушке. Сколько же погибло человек? В двух серьезных справочниках разночтение — 47 и 57. В первом случае, видимо, не учтены погиб­ шие члены экипажа, их 10 человек: капитан В. К. Субботин, 3-й ме­ ханик А. П. Порошин, 3-й штурман В. А. Видякин, машинисты А. В. Климов, И. Н. Сопрыкин, матросы Ф. Н. Антуфьев, П. Г. Сле­ пое, повар В. Г. Ганахчанц, пекарь В. С. Пестрецов, дневальная А. Г. Реутова. Долгие годы пароход ржавел. В конце 50-х «Тбилиси» восстано­ вили. Архангельские судоремонтники приварили ему другой нос, и судно стало плавать под флагом Мурманского морского пароход­ ства, совершило десятки плаваний в Арктике и за рубежом. Откуда взялся нос? Расскажем вкратце и о втором «Либерти». Когда отмечалось пятидесятилетие первого союзного конвоя, в одну из архангельских газет пришло письмо от ветерана флота Г. Минкина. Ветеран писал: «...Встревожилось сердце, заболела душа, и я вспомнил далекие 50-е годы, когда плавал механиком на судах Северного пароходства. Помнится, в то время в Мурманске на бере­ гу встретил однокашника. После взаимных объятий и традиционно­ го “Где работаешь?” однокашник ответил: — Не спрашивай, стармехом на полупароходах. Меня удивило не столько быстрое продвижение приятеля по служ­ бе, сколько “полупароходы” . — Пойдем, посмотришь, — предложил он. И вот причал, вдоль которого высокий борт “Либерти” со зна­ комым названием на корме “Тбилиси”, но почему-то без носовой 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz