Огненные походы : Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны / [гл. ред. В. М. Блинов ; сост.: В. И. Карепова]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. – 79 с. : ил.

Первая навигация на Севере стала для «Тбилиси» последней. В конце декабря 1944 года в Мурманске пароход загрузили про­ довольствием, тюками сена, бочками с мазутом и бензином для час­ тей 14-й армии в освобожденных поселках Лиинахамари и Печенга. На борту находились также 124 военнослужащих этой армии. 30 декабря в 14.58 «Тбилиси» отвалил от мурманского причала. На выходе из Кольского залива его стали сопровождать два траль­ щика и четыре больших охотника (БО), образовался конвой под общим командованием капитана 2-го ранга П. В. Панфилова. Кон­ вой имел литер КП-24, который расшифровывался как начальный и конечный пункты маршрута: Кольский залив — Печенгский залив. В море разыгрался сильный шторм, до девяти баллов, налетели снежные заряды. Была надежда конвою незамеченным проскочить через подводные завесы противника. Однако ненастье повлияло на боевую ситуацию. Большую волну противолодочные корабли типа БО переносили тяжело, их заливало. Борьба со штормом отвлекала, бдительность притупилась. Этим воспользовался противник. В 19.25 в районе мыса Боль­ шой Скорбеевский у берегов Рыбачьего «Тбилиси» атаковала немец­ кая подлодка U-956. Торпеда попала между вторым и третьим трю­ мами. Шторм довершил дело: носовая часть парохода по 4 1-му шпан­ гоуту отвалилась и затонула. На плавучей части занялся пожар, горели сено, мазут, рвались бочки с бензином. Из-за неграмотного командования возникла паника, люди спасались неорганизован­ но — переполняли шлюпки, прыгали за борт. В суматохе часть лю­ дей погибла, первая же спущенная на воду шлюпка разбилась о борт. Несмотря на шторм, кормовая часть парохода не думала тонуть, дрейфовала по воле ветра. Люди понемногу успокоились, пожар потушили. С большим трудом экипаж большого охотника Б0-150 подобрал из воды 61 человека и ушел вместе с другими катерами в базу. Тральщики несколько раз пытались подойти к борту, но каж­ дый раз шторм их отбрасывал. Лишь в начале следующих суток, когда немного стихло, тральщику Т -115 с подветренной стороны удалось снять всех оставшихся 77 человек. Капитан Субботин покидал палу­ бу последним, сорвался, упал между бортами и погиб. Когда аварийное судно находилось в семи милях севернее Цып- Наволока, подошли эсминцы «Жесткий» и «Живучий». Им предсто­ яло отбуксировать то, что осталось от «Либерти». Операцией руко­ водил начальник штаба эскадры А. М. Румянцев. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz