Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 255 преобразован в Высшее арктическое морское училище имени адмирала С. О. Ма­ карова. «Макаровку» Бронислав окончил в 1949 году, получив диплом инже- нера-судоводителя. Курсанты тогда имели право выбора места работы. Кур­ сант Майнагашев выделялся из всех отличной учебой и примерным поведени­ ем. А поскольку он уже был женат и семья жила в Ленинграде, то направление на работу он получил в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. Более пяти лет работал молодой специалист на ледоколах «Алеша Попович», «Илья Муромец», «Сибиряков» и др. На этих маломощных ледоколах начинающий судоводитель учился уникальному мастерству ледового плавания у знамени­ тых капитанов Михаила Яковлевича Сорокина, Андрея Владимировича Татар- чука. Тогда он познакомился и на всю жизнь сдружился с будущими соратни­ ками по флоту Юрием Кучиевым, Борисом Соколовым и др. Приобретенный в то время опыт управления и маневрирования ледоколом в тяжелых льдах стал основой дальнейшей работы Бронислава Семеновича. В 1955 году он был пере­ веден на работу в Мурманское арктическое пароходство, где начинал старшим помощником на ледорезе «Ф. Литке». С первых же дней работы старший штур­ ман проявил себя хорошим моряком, умным и вдумчивым воспитателем. После двух лет работы на «Литке» он был назначен капитаном транспортного теплохо­ да «А. Акопян», затем пришлось работать на пароходах «Кашира», «Вологда». Высокие деловые и нравственные качества капитана способствовали тому, что на судах, которыми он командовал, укреплялась дисциплина, поддерживались морские традиции, сплачивался экипаж и, как правило, план грузоперевозок систематически перевыполнялся. Это позволило уже в 1958 году доверить мо­ лодому капитану командование новым крупнотоннажным транспортным суд­ ном —дизель-электроходом «Куйбышевгэс». Тогда судно совершило несколь­ ко успешных экспедиционных рейсов с учеными на борту для изучения проч­ ности и мореходности судов типа «ГЭС». За много лет плаваний он хорошо изучил специфику работы в Арктике и особенности ледовых операций. В феврале 1963 года Бронислава Семеновича назначили заместителем начальника Мурманского пароходства —начальником службы ледокольного флота и арктических операций. До прихода Бронислава Семеновича штаб возглавлял Георгий Осипович Кононович, и когда на его замену приехал Майнагашев, то работники штаба сомневались: «Справится ли? Уж очень молод!». Но Майнагашев оказался прекрасным и знающим руководителем. Он вкладывал в работу весь свой богатый опыт арктического плавания, при­ нимал непосредственное участие в проводке судов, много часов проводил в воздухе, очень профессионально руководил морскими операциями, сам уча­ ствовал в ряде высокоширотных экспедиций. За успешное завершение очень сложной арктической навигации 1963 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он представлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году Министерство морского флота наградило его зна­ ком «Почетному работнику морского флота». Знание специфики работы судов в условиях Арктики позволили ему ус­ пешно руководить штабом морских операций. Несмотря на крайне тяжелую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz