Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

250 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА мя через Северную Атлантику доставлять грузы в Канаду. Суда грузились в портах Западной Европы, палубные грузы брали во Франции и через бушую­ щий океан следовали в Монреаль, Квебек и другие порты Канады. Суда со­ вершали но два-три таких рейса и возвращались в Мурманск к началу следу­ ющей навигации. Работал тогда Руслан Иванович на дизель-электроходе «Ан- гаргэс». На Канадской линии «Арктик-Лайн» нередко приходилось попадать в форс-мажорные обстоятельства: случалось, что во время шторма теряли палубный груз, происходили смещения груза и т. д. А в декабре 1967 года в 150 милях от залива Святого Лаврентия судно приняло на себя удар урагана. На 10-20 секунд волна накрывала палубу и из воды торчали только мачты и верхушки носовой и кормовой надстроек. Высота волны достигала двадцати метров, срезало стойки стрел трюма №3 и грузовым гаком стало срывать брезенты. С большим трудом и риском удалось закрепить стрелы трюма и задраить его. На третьи сутки ветер несколько ослаб, волнение моря умень­ шилось, и судно благополучно доставило груз в порт назначения. Спокойнее было работать на кубинской линии. Суда шли на юг до остро­ ва Мадейра, затем в штилевой полосе спокойно следовали до острова Свобо­ ды. Приходилось тогда Руслану Егорову выполнять рейсы в порты Черного, Мраморного, Эгейского и Средиземного морей. Побывал он в африканских Марокко, Гвинее и Гану. В 1969 году руководство пароходства предложило молодому капитану перейти работать на плавучую технологическую базу (нтб) атомного флота «Лепсе». Егоров согласился, так как появилась возможность отдохнуть от долгих изнурительных рейсов и побыть дома в кругу семьи. Долго задержи­ ваться в атомной группе пароходства Руслан Егоров не планировал —год, ну два... Тогда он не мог предвидеть, что судьба связала его с группой этих судов на долгих тридцать шесть лет. Капитан плавбазы атомных ледоколов являлся руководителем атомного объекта и отвечал за его ядерную и радиационную безопасность. Соответ­ ствующих знаний у Егорова не хватало. Пришлось заняться самообразова­ нием. Он много читал, изучал технологию процесса перезарядки ядерных реакторов. Но помимо перезарядки реакторов на птб «Лепсе» вывозили отра­ ботанное ядерное топливо на базы Северного флота, перезагружали в специ­ альные хранилища, вывозили на утилизацию твердые и жидкие радиоактив­ ные отходы. Кроме того, осуществляли серьезную исследовательскую работу по проведению многочисленных научных экспериментов. В 1980 году Руслан Иванович был направлен на приемку новой плавбазы «Имандра», предназна­ ченной для автономной перезарядки атомных ледоколов. Вскоре от руковод­ ства пароходства экипаж получил задание освоить технологию выгрузки ядер- ного топлива из реакторов подлежащих утилизации атомных подводных ло­ док. Работы эти затем стали проводиться регулярно. Выгрузка ядерного топлива из реакторов, простоявших у причала по 10—15 лет, дело сложное. Да и плавание в базы Северного флота с отработанным топливом в полярную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz