Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

196 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Громоздкий, с плохой остойчивостью земснаряд покрылся наледью и беспомощно бился в кло­ кочущих волнах. Обледенела и шаланда. Сорва­ на мачта. Прервалась связь с земснарядом. Из Мурманска на дизель-электроход «Куйбышев- гэс», возвращавшийся после длительного загра­ ничного рейса в родной порт, поступила радио­ грамма с просьбой оказать «Колыме» срочную помощь. Вскоре капитан «Куйбышевгэса» сооб­ щил в пароходство: «Подошли к “Колыме”. Го­ товимся к подаче буксиров». В штормовом море только с третьего захода удалось взять земсна­ ряд на буксир. В Мурманск полетела долгож­ данная весть: «Буксир закреплен». Во время спасения морякам «Куйбышевгэса» понадоби­ лось немало сил, мастерства, самоотверженнос­ ти. Капитан дизель-электрохода руководил опе­ рацией четко, команды подавал спокойно, уве­ ренно. Возглавлял экипаж в том ответственном рейсе Анатолий Матвеевич Кашицкий, ранее водивший в Арктику первенца атомного флота ледокол «Ленин». После семи часов напряженного труда он, сдержанно улыбаясь, сказал: «Хорошо то, что хорошо кончается». Родился Анатолий Матвеевич Кашицкий в Ленинграде. Детство прошло в Днепропетровске и Горьком, где его застала война. Он пошел работать на завод, чтобы получить карточки на хлеб. В Горьком посещал яхт-клуб, где заслушивался рассказами бывалых моряков об Арктике и дальних плаваниях. Сразу же после войны уехал в Ленинград и поступил в Высшее арктиче­ ское морское училище. Знания давались легко. За успешную учебу со второго курса был переведен сразу на четвертый. Получив специальность инженера- судоводителя, молодой специалист уехал по направлению в Дальневосточное морское пароходство. Его первым судном стал самый мощный в ту пору на Дальнем Востоке ледокол «А. Микоян». Он осваивал науку плавания во льдах и всем сердцем полюбил Арктику с ее морозами, полярной ночью, ураган­ ными ветрами. Талантливый судоводитель уже через 6 лет стал капитаном дизель-электрохода «Енисей». В 1957 году Кашицкий был откомандирован в Мурманское пароходство. По просьбе Павла Акимовича Пономарева его направили старпомом на стро­ ившийся атомный ледокол «Ленин», которому тогда не было аналогов в мире. Конечно, возникали трудности в эксплуатации атомохода, случались сбои в работе его систем, не хватало практического опыта. Старпом с энтузиазмом взялся за освоение новой техники. Самостоятельно проанализировал все эта­ пы создания атомохода. Сохранилась рабочая тетрадь Анатолия Матвеевича, где он вел записи, необходимые ему для понимания процессов, происходя­ Капитан А. М. Кашицкий Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz