Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 195 Этот человек был уникален во всем. Даже в Арктике постоянно работал над каким-то новым проектом. Внешне неприметен, скромен, застенчив, он обладал широко]'! эрудицией, в совершенстве знал английский язык. Зани­ мался йогой. Он свято верил в неограниченные возможности организма. Свое сердце после того, как врачи поставили диагноз «ишемическая болезнь», привел в норму упражнениями йоги. Время сна сводил к минимуму. Рассказывают, будто прочитав где-то о том, что организм быстро восстанавливает силы при сне в воде, он стал спать в ванне. А когда практически потерял зрение на один глаз, пытался также лечиться своими методами. Я часто общалась с Александром Калиновичем. До сих пор помню его эмоциональные, увлекательные рассказы о войне, о его дальних плаваниях. В конце октября 1985 года мы возвращались на пассажирском судне «Алла Та­ расова» из Арктики. В ту пору экипажи часто менялись прямо на арктиче­ ских трассах. Александр Калинович выглядел очень утомленным, похудев­ шим. Мы сидели в каюте и пили чай. Я попросила художника Владимира Кумашова, который был в море в творческой командировке, нарисовать пор­ трет Калиныча. Красок у художника не оказалось, и он сделал набросок ка­ рандашом. Сейчас этот портрет хранится в музее нашей компании. Тогда я не предполагала, что это наша последняя встреча. В декабре Следзюка не стало. Его похоронили в Одессе. Труд Следзюка высоко оценило государство, наградив его орденом Тру­ дового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», Указом Прези­ диума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие морского транс­ порта ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, первому среди моряков атомного флота. Он стал единственным в стране моряком, награжденным Международным союзом деятелей мореплавания медалью Колумба. Именем Следзюка был назван танкер ледового класса, работавший в пароходстве. Арктикой призванный Д екабрь 1965 года был очень ветреным и морозным. Стояла глубо­ кая ночь. По шквалу радиограмм, поступавших в пароходство, можно было судить о событиях, развивавшихся в Баренцевом море с необычайной быстротой. Все началось с того, что земснаряд «Колыма» и шаланда «Уса» самоволь­ но снялись с якоря мурманского рейда и отправились в Архангельск. Но вскоре лихие поморы подали сигнал бедствия. Шторм на море достигал 11 баллов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz